Церковная реформа, проведённая патриархом Никоном во второй половине 17 века, привела к социальному расколу. Люди, не смирившиеся с новшествами официальной церкви, посчитали их «происками лукавого», а преследования со стороны властей вызвали у них единственное желание – «пострадать за истинную веру».
Избрав путь страданий и лишений, старообрядцы не просто смогли выжить, но и стали значимой частью русского народа – их вклад в экономическую и культурную жизнь Российской империи 17-20 вв. не стоит недооценивать. Многие богатейшие купеческие кланы были приверженцами старой «дониконовской» веры: Морозовы, Щукины, Гучковы и др.
Скрываясь от преследования, старообрядцы искали труднодоступные места, а одним из популярнейших мест их миграции стал Русский Север. Однако даже в непроходимых лесах и пустошах скрыться от властей удавалось не всегда, поэтому нередко раскольники покидали обжитые места и уходили ещё дальше, благо обширность территорий и северных владений империи это позволяла. Там, на северо-востоке, в лесах Карелии на берегах реки Выг, впадающей в Белое море, одна из групп старообрядцев и смогла найти столь желанный «медвежий угол».
Несмотря на то, что место это было отдалённое, оно когда-то, много веков назад, было вполне обжитым – в устье р. Выг в 1990-х отечественные археологи обнаружили наскальные рисунки, датируемые IV - III тысячелетием до н.э., так называемые «беломорские петрогрифы». Впрочем в 17 веке эти места были достаточно глухими для того, чтобы привлечь внимание беженцев-старообрядцев.
Найдя, тихое отдалённое место на Выге, переселенцы принялись валить деревья и справлять срубы, и вскоре рядом с небольшим поселением стихийно возникло «монашеское жительство», к которому стали присоединяться монахи, покинувшие другие северные обители – они рубили скиты и обживались на новом месте.
Мощный поток переселенцев в Выговскую (Выгорецкую) пустынь пришёлся на 1670-1680гг., когда прославленный на всю Россию Соловецкий монастырь, не принявший реформ Никона, отказался подчиниться воле патриарха. Монахи обители упорствовали даже тогда, когда к монастырю подступили царские стрельцы. Скрывшись за толстыми каменными стенами, соловецкая братия выдерживала осаду в течение 8 долгих лет (1668-1676гг.). Очевидно, что исход этого противостояния был предопределён. Во время многолетней осады часть иноков обители разошлась по общинам старообрядцев, другие соловецкие иноки стали влиятельными проповедниками староверия в Выговской пустыни. Туда же потянулись и крестьянские общины, хранившие приверженность старым обрядам церкви.
К концу 18 века число жителей пустыни достигало 2 тысяч душ. В 1694 году было официально создано Выговское общежительство и новая обитель приняла законы Иерусалимского устава, которого придерживалось большинство русских монастырей того времени.
Монахи Выги в течение многих лет с усердием собирали церковные и летописные книги, так что со временем в пустыни сформировалась крупная библиотека, содержащая древнерусские рукописи и старопечатные книги. Однако монахи старой веры не просто собирали тома, но переписывали и перепечатывали их, а затем распространяли по другим общинам староверов.
В начале 18 века была воздвигнута бóльшая часть архитектурного ансамбля обители: соборная часовня, трапезная, больница, столовая, подсобные строения и кельи. Через р. Выгу был перекинут основательный мост с перилами, обитель обнесли высоким деревянным забором. В то же время пустынь была разделена на мужскую и женскую части.
Выговское поселение привлекало к себе не только монашествующих иноков, но и мирян, которых не пугали ни суровый климат Беломорья, ни строгий и аскетичный уклад общежительства, определявшийся Выговским собором.
Трудолюбие и терпение поселенцев-староверов способствовали возникновению крепкого и налаженного многоукладного хозяйства, чему не смогла воспрепятствовать удалённость Выги от цивилизации.
Несмотря на экономические достижениями Выговской обители старообрядцы не забывали про религиозные аспекты жизни и культурное развитие. Ими были достигнуты небывалые высоты при создании настоящих шедевров церковной металлопластики. Превзойти «выговское литьё» не мог никто, художественные мастерские Выги создавали настоящие произведения искусства, воплощавшие старорусские православные традиции.
С момента основания существовавшая в условиях неопределённости Выговская обитель смогла вздохнуть спокойно лишь в период царствования Петра Первого. В 1702 году царь, следовавший по тракту «Осударева дорога», соединявшему беломорскую пристань Нюхча и село Повенец, в котором через год был основан первый чугунолитейный завод Олонецкого края, получил донесение о «расположенном поблизости поселении раскольников». Государь был в хорошем настроении в тот день, и его коротая реплика «пусть живут», определила благополучную судьбу Выговского поселения на последующие 150 лет.
Таким образом, ожидаемых выговскими жителями репрессий со стороны Петра не последовало, и всего три года спустя после своей судьбоносной реплики царь был вознаграждён за свою дальновидность: в 1705г. благодарные выговцы, являвшиеся опытными «рудознатцами», металлургами и медниками, обратились к императору с взаимовыгодным предложением. Староверы в своём лице были готовы обеспечить расположенные поблизости Олонецкие горные заводы умелой рабочей силой, получая в обмен государевы гарантии того, что их общежительство останется в неприкосновенности. Вдобавок староверы получили право без притеснений служить по старому обряду, а также были удостоены ряда экономических и налоговых льгот.
Государь, понимавший, что в глухих лесах Карелии его амбициозные планы по литью чугунных пушек для флота без квалифицированных рабочих находятся под угрозой, с радостью согласился. С этих самых пор Выговская пустынь обрела легальный статус, что привлекало к ней ещё больше переселенцев из числа старообрядцев, стекавшихся в эти отдалённые места на реке Выг: ехали отовсюду – из Архангельска, Великого Устюга, доходили даже из самой Москвы.
Обретя статус оплота старой веры и будучи преемницей традиций Соловецкого монастыря, Выговская обитель стала центром притяжения людей, не хотевших принимать «Никоновых новин».
Каждое дело в Выговской пустыни начиналось с молитвы, все аспекты жизни были подчинены христианским законам. В начале 18 века Выга стала самым крупным в стране поселением староверов-беспоповцев, в народе Выговское поселение стали называть «беспоповским Иерусалимом». Беспоповство – одно из двух основных течений старообрядчества, приверженцы которого не имеют духовенства. Возникновение старообрядцев-беспоповцев связано с постепенным вымиранием священников «старого» рукоположения, принявших сан в Русской православной церкви до раскола середины 17 века.
Веротерпимость Петра Первого была проявлена и последующими правителями Российской империи. Полтора века Выговская обитель развивалась как духовный и культурный центр старообрядчества, в котором творчество было неразрывно связано с религией. К началу 19 века население выговское общежительства составляло по разным сведениям от 3 до 12 тыс. человек.
Однако воцарившийся на престол Николай I стал выступать за «полное искоренение раскола», и это пожелание было воплощено в дела: с 1836г. принимается ряд мер, направленных против староверов. В 1854-1856гг. в Поморье начались настоящие погромы и притеснения, которые сами старообрядцы окрестили «Мамаевым разорением». И, конечно же, одним из самых пострадавших мест стала Выговская пустынь: были часовни закрыты, книги, иконы и другая утварь изъяты и вывезены. «Ветхие» постройки ломались, сносу подверглись даже кладбища старообрядцев. Земли староверов были экспроприированы. Вот такой бесславный конец ждал на пике своего расцвета «беспоповский Иерусалим».
В 2010-2014гг. современные старообрядцы, в меру своих возможностей, занялись если не восстановлением, то наведением порядка на выговском урочище. Началась работа по благоустройству монастырского кладбища, были установлены поклонные кресты. В 2014г. возведена небольшая деревянная часовня в честь основателей Соловецкого монастыря - святых подвижников Зосимы и Савватия. Однако совершенно очевидно, что восстановить Выгорецкую (Выговской) пустынь невозможно, речь идёт лишь о том, чтобы хоть как-то сохранить память об этом удивительном месте.
Читателю может показаться, что Выговская обитель канула в лету, не оставив после себя и следа, однако, это далеко не так – общежительство Выги сохранилось во многих культурных памятниках, возникших благодаря выговским староверам. Это неудивительно, ведь Выга в течение двух веков была известна на всю Россию мастерством своих ремесленников.
Обширное наследие Выговской обители сохранилось в виде рукописей, книг и книжных миниатюр, рукодельницы поселения славились лицевым и орнаментальным шитьём, мастера-художники писали масляные полотна и делали лубки. До наших дней также дошло большое количество предметов культуры и быта, изготовленных ремесленниками и мастерами Выги. Многие из этих предметов, хотя и были выпущены большим тиражом, отличаются не только добротностью, но и высоким художественным исполнением.
Выговская мебель и домашняя утварь были украшены резьбой, ручной росписью и плетением из бересты. Такие предметы могли быть изготовлены лишь профессионалами своего дела, обладающими тонким художественным вкусом. Они не просто повторяли древнерусские образцы, но выработали собственный стиль.
Предметы, выпускаемые выговскими старообрядцами традиционно пользовались спросом, распространяясь по всей Российском империи и не только среди староверов. На протяжении всего своего существования Выга оказывала значительное влияние на развитие культуры и ремёсел всей страны в 18-19вв.
Безусловно наследие старообрядческой Выговской пустыни велико, однако поистине мировую известность ей принесло искусство изготовления меднолитной религиозной пластики – знаменитое «выговское литьё». Медные кресты, иконы и складни, искусно покрытые многоцветными эмалями, являются настоящими шедеврами северных виртуозов. Эти предметы были настолько хороши, что пользовались заслуженной популярностью не только в среде старообрядцев, но и среди православных христиан, являющихся приверженцами официальной церкви.
Дошедшие до нас во всём своём великолепии, эти образцы русской старины сегодня радуют не только ценителей и коллекционеров, но также используются в молитвенных практиках и современными православными христианами, отдающими дань истокам православия, переживавшего непростые времена взлётов и падений, расколов и единения.
Если вам понравилось и было полезно, ставьте лайк. Это позволит показать эту статью как можно большему количеству людей.
Если вас заинтересовал данный материал и вы хотите более подробно ознакомиться с историей Выговской обители, а также больше узнать о предметах Руси 9-20 вв., добро пожаловать на тематический сайт.
Олег Скородумов