Знакомьтесь, персонаж государственного масштаба. Интересная, незаурядная личность, герой фельетонов, анекдотов и рассказов. Алекса́ндр Алексе́евич Панчули́дзев ( 1790 — 1867 ) — пензенский губернатор в 1831—1859 годах. Тайный советник .
Произведу некий короткий пересказ его интереснейшей жизни, чем запомнился, отличился, где был, что видел, с кем дружил и враждовал многоуважаемый государственный муж.
Родился в 1790 году в Саратове, в семье будущего саратовского губернатора А. Д. Панчулидзева . Получил домашнее образование.
Отец Александра, в свое время отличился в соседнем с Пензой городе Саратове. Зарекомендовал себя как человек знающий толк в деньгах, роскоше, балах и обедах. Запомнился, был отмечен царскими особами, а так же умел водить дружбу с ними же и другими нужными людьми высокого локального уровня.
Что сыграло нужную службу позже, когда нужно было устраивать судьбу своего сына. В народе ходило устойчивое мнение в то время, что губернаторское кресло Александру Алексеевичу досталось по блату.
Как говорится яблоко от яблони...
Но и заслуги нашего героя перед отечеством принижать не стоит. Ветеран отечественной войны 1812 года.
Участник битв при Люцине, Родиборге, Буценского сражения мая 1813 г. Брал Париж в числе прочих. Лично мог быть свидетелем зарождения сначала устойчивого выражения, а потом и заведений по всему миру, по-типу "Бистро". Про него можно смело сказать что "- грудь в крестах а ни голова в кустах".
Оттуда и привычка убирать со стола бутылки. Не чистоты ради, а экономии. Французские официанты по воспоминаниям тех событий, рассчитывали русских военных по количеству бутылок на столе. Поэтому онные и убирали их, чтобы меньше платить.
Почему упомянут данный случай в этой статье?
Так это прямая характеристика применяемая к личности НАШЕГО героя. Во многих воспоминаниях, очерках и подмечаний о нем упоминается постоянно. Значит так делал, значит присущая ему заметная привычка.
Водил дружбу с известными людьми того времени. С людьми исторического масштаба. Например был знаком с маленьким еще никому неизвестным Мишей.
В последствии убитого и знаменитого поэта на весь мир М.Ю.Лермонтова. Именно ему было суждено стать распорядителем и ответственным за дело "О дозволении перевезти тело умершего г.Лермонтова в Чембарский уезд для погребения на фамильном кладбище".
Первая же встреча меж ними произошла в 1830 году, на свадьбе офицера-артиллериста, героя Бородинской битвы, награжденного за храбрость золотой шпагой, АФАНАСИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА СТОЛЫПИНА. Там же присутствовали такие исторические личности как: Денис Давыдов, Арсеньева Елизавета Алексеевна, и многие другие.
Но не только чистым столом и бутылками под ним, запомнился он гражданам того времени но и любовью к музыке. Живой гипертрофированной тяге к прекрасному. Настолько, что создал свой "карманный", доморощенный, как отзывались о нем современнике - оркестр. Играли в нем крепостные. Каждый день, в составе 30 человек (правда не упоминается сразу или поочередно) с балкона губернского дома можно было услышать музыкальные произведения, ласкающие слух главному человеку в городе, его гостям, гостям города и просто гражданам и городовым, имевшим счастья находится где то рядом, в зоне звуковых колебаний. Денег за свои музыкальные труды работники не получали от него, а состояли на содержании чиновничьем, от них и кормились, как упоминается в трудах и письмах причастных к сей эпохи лицах.
Кому то данное увлечение нравилось, кем то одобрялось и восхвалялось, но кем то и презиралось, высмеивалось и считалось диким распутством и эпизодом варварской коррупционной составляющей.
Вообщем человек был яркий, запоминающийся, наверняка с ним было весьма интересно и не скучно. Настолько, что в трудах Салтыкова-Щедрина, Лескова Н.С, Н.П ОГАРЕВА, Филиппа Филипповича Вигеля и многих многих других, он предстает перед нами, в виде весьма нелицеприятном, с заметным налетом лихой романтики высшего сословия. Про таких говорят им можно все и им за это ничего не будет.
Но как это частно бывает, когда ругают в газетах, а про него была целая статья в журнале "Колокол" под названием "Таньевского дело". То такой в народе пользуется успехом. Не знаю уж с чем это связано, но люди его отмечали с положительно стороны, да и не только простые, говорили о том, что для города он сделал немало. Открытия библиотек, освещение новопостроенных больниц, выпуск заметных печатных издания и многое другое в разгул казнокрадничества, и чиновничьего лихоимства придавала ему лоск благородности а так же говорило о нем как о человеке думающим о развитии города, отчизне и народе.
Уместно в этом контексте отметить, что помимо именитых недоброжелателей у него были и друзья. И их было гораздо поболее прочих, да и статус у таких друзей был самый высокий. Ведь дружить он умел, да еще как. Да еще с кем и в каком статусе и в каких клубах состоял. Масонская ложа, слышали что нибудь об этом? Если нет ознакомьтесь, он был ее председателем.
Принимал Высших царских персон. Николая Первого и цесаревича Александра Николаевича.
Для Николая 1, лично организовал экскурсию по городу, но и тут не обошлось без эксцесса.
Получил нагоняй за состояния городских улиц и по поводу городского благоустройства а именно за состояния Соборной площади. Итоги данного выговора горожане и гости города могут лицезреть своими глазами и сейчас, это разбитый на южной стороне главного городского собора, сквера имени М.Ю.ЛЕРМОНТОВА.
Так что, не было бы счастье да несчастье помогло, получил нагоняй и вот тебе новый городской сквер. Видимо работа понравился всем, или в ту экскурсию не только данная местность была отмечена как неприглядная и нуждающиеся во внимании. Данная тайна покрыта мраком, только теперь решил губернатор отреставрировать городскую набережную и тут дело пошло совсем не по плану а может и наоборот перевыполнил план Александр Алексеевич Панчулидзев, внакладе он точно не остался.
Дело тут вот в чем. Слышали анекдот про то как губернатор набережную украл? нет? сейчас расскажу.
История строительства пензенской набережной приведена в книге 1911 года «Эпоха Николая I» М.Гершензона:
«До Петербурга дошли, наконец, слухи о том, что творится в Пензенской губернии, и туда назначена была ревизия в лице сенатора Сафонова. Сафонов приехал туда вечером нежданно, и когда стемнело, вышел из гостиницы, сел на извозчика и велел себя везти на набережную.
— На какую набережную? — спросил извозчик.
— Как на какую! — отвечал Сафонов. — Разве у вас их много? Ведь одна только и есть!
— Да никакой нет! — воскликнул извозчик.
Оказалось, что на бумаге набережная строилась уже два года и что на нее истрачено было несколько десятков тысяч рублей, а ее и не начинали».
ПАРАМ ПАМ ПАМ.
Закончилась данная история тем, что губернатор подал в отставку. Ни сел в тюрьму а уехал в имение своей жены недалеко от города в село Рамзай где и умер от старости ни прошло и 10 лет.
Интересный город, интересное время и люди....