Магия, волшебство, чародейство. Боже, какими завораживающими казались эти слова. Мы в советском детстве о магии не знали почти ничего. Да и откуда мы могли узнать? Книг было очень мало, и пределом мечтания каждого школьника было полное собрание научной фантастики. О Толкиенах и Урсулах Ле Гуин мы понятия не имели. Иногда появлялся в продаже Роджер Желязны. А вершиной фантастики казался Станислав Лем. Безусловно, встречались Стругацкие, Беляев. Но это уже была классика научной фантастики. А вот впервые с тем, что называется магией я встретился в книгах Ивана Ефремова.
Это было потрясающее ощущение. Как будто кто-то всколыхнул душу. Сердце защемило от сладости запретного плода. Голова закружилась от легкого прикосновения чего-то мощного, соблазнительно-страшного, зовущего погрузиться и узнать. Но я даже не представлял: как до этого далеко.
Как-то раз я заметил, что к моей маме пришли две незнакомые женщины. Они о чем-то тихо говорили, а потом закрылись в комнате. Их не было около получаса. Когда дверь открылась, я заметил озабоченные лица женщин. Они дали моей маме три рубля и ушли. С тех пор, примерно раз в неделю, по субботам, к ней стали приходить женщины. Процедура повторялась, а мое любопытство разгоралось все больше. И однажды я, сквозь не плотно закрытую дверь, увидел, что мама раскладывает карты.
Я с детства очень любил играть в карты. У нас всегда было несколько потрепанных колод. Я их часто перебирал и любовался различными рисунками. Однако колоду, которой пользовалась мама, я видел впервые. После сеанса все женщины вышли во двор, а я взял колоду и начал ее перебирать. И тут вошла мама. Она была очень недовольна, что я прикоснулся к картам и строгим голосом сказала, чтобы я их больше не брал в руки. В этот момент снова возникло ощущение тайны, только страшной и опасной.
Эти два фактора были первоначальным толчком к появлению различных вопросов, касающихся магии. Позже я узнал, что моя бабушка время от времени делает какие-то заговоры. Но понять я их не мог. Они были на молдавском языке. В это же время в кругу моих сверстников начали появляться страшные рассказы о вампирах, оборотнях и злых колдунах. Особо популярны были рассказы о живых мертвецах и страшных явлениях, происходивших на кладбищах.
Тяга к познанию этих вещей была настолько сильной, что мы вечерами ходили на городское кладбище и сидели там почти до полуночи, надеясь увидеть хоть что-нибудь. И, естественно, любой шорох в кустах заставлял нас с криками бежать оттуда домой. А потом мы взахлеб рассказывали в школе, что видели облик мертвеца из фосфора, который поднимается от свежего захоронения. Причем божились, что видели это лично. Все, кто там был это подтверждали. И, естественно, все мечтали приобрести магические способности, чтобы повелевать природными, и не совсем, силами.
Естественно, мы были детьми и понятия не имели о магии. Информации не было от слова совсем. Но вот в конце 80-х стали появляться разные издания. Первым, что мне попалось на глаза – «Практическая магия» Папюса. Я перечитал ее много раз. Сначала было интересно. Потом закралось сомнение: неужели каждый может стать магом по этой книжке? Потом стало смешно. Эти классификации демонов, эти идиотские обряды. И главное: зачем? Оказывается, чтобы вызвать духа и заставить ему служить тебе. Но перед этим надо было собрать такие ингредиенты, процесс собирания которых сам по себе вызывал тошноту и отвращение. На этом Папюс для меня закончился.
Далее я случайно купил «Розу Мира» Даниила Андреева. Даже представить трудно: что со мной творилось при чтении этой книги. Конечно, половину я не понял. Поэтому пришлось читать еще раз. Наконец я ее осилил, и жажда познания иных миров стала просто невыносимой. Однако позже, когда мне было около 40-ка лет, я снова попытался перечитать эту книгу на основе полученных ранее знаний. Но моя душа воспротивилась этому. Как только прочитал 10-15 страниц, мне стало очень плохо, закружилась голова, во сне стал проваливаться в страшные состояния вплоть до обнаружения непонятных существ, которые стали появляться между сном и реальностью. Потому эту книгу я больше не трогал.
Как-то раз заметил, что, если появляется потребность выяснить какой-нибудь вопрос, судьба начинает подсовывать ответы незаметно, как бы случайно. Так я увидел «Бардо-тхедол» (тибетскую книгу мертвых). Какие надежды я на нее возлагал, просто словами не передать. Но книжица меня разочаровала. Я прочитал ее несколько раз, но каждое прочтение приносило все большее разочарование. Все не понятно, мутно и, вместе с тем, примитивно. Величие этой книги я осознал гораздо позже, прочитав научную статью великого психолога 20-го века Карла Густава Юнга «Комментарии к тибетской книге мертвых». Позже мне попалась на глаза египетская книга мертвых. Она оказалась понятнее и интереснее.
Еще о магии в советские времена можно было узнать из «Рамаяны» и «Калевалы». Но эти эпосы воспринимались, как простая сказка, и магия подавалась под видом волшебства, которое, почему-то, считается проще, чем магия. Ну и, естественно, о магах можно было прочитать в советском издании (для детей) сказок «Тысяча и одна ночь». Никогда не забуду, какое потрясающее впечатление на меня оказало название «магрибинский колдун». А особенно то, что «он обучался магии 40 лет». И вопрос в моей голове: а жить то когда?
Ну, а полное погружение сознания в магию произошло после прочтения «Разоблаченной Изиды» и «Тайной доктрины» Блаватской. Как обычно, эти произведения были перечитаны несколько раз, дабы понять и не потерять ни крупицы, как я тогда думал, ценного знания. Полученные знания были подкреплены книгой А. Дэвид-Ниль «Мистики и маги Тибета». Но и эти книги после прочтения ряда научных работ философов и культурологов вызвали разочарование. А стиль жизни Блаватской и Дэвид-Ниль вообще подтвердил возникшие сомнения в объективности написанного этими авторами. Организация ими теософского общества, по-сути, оказалось предприятием, выкачивавшим деньги из богатых буратин Америки, Англии и Европы. Этим они мне напомнили знаменитых индусов, типа ОШО, которые ездили проповедовать духовность в Америку, возвращаясь оттуда миллионерами с сотней кадиллаков.
И, наконец, мне попалась действительно магическое произведение, которое перевернуло мою душу. Это десятитомник Карлоса Кастанеды. Он стал моей настольной книгой, которую я перечитал очень много раз. И каждый раз открывал для себя все новые грани магии дона Хуана. Однако, наряду с восхищением произведениями Кастанеды, у меня стали появляться вопросы. Что такое магия? Каковы виды магии и ее принципы? Каковы механизмы магии, ее способы и средства? Имеется ли в произведениях прошлого указание на силы, действующие в магии? Есть ли духи и можно ли ими управлять? Как объяснить магическое воздействие на объективный мир? Кто может быть магом? Каковы способы обучения магии? Есть ли объективное подтверждение результатов магического воздействия? И еще ряд других вопросов. Их действительно очень много, поэтому все перечислять не имеет смысла.
В ходе выяснения этих вопросов я обратился к духовной литературе (от Фомы Аквинского до православного патерика), потом философии (от гностиков до экзистенциалистов) и, наконец, к психологии (имеется в виду глубинная психология). И именно в последней я нашел то, что искал: ответы на вопросы и объяснения, которые позволили мне осознать весь масштаб магии, как субъективно-объективного явления в жизни людей.