Найти тему

Почему дети боятся физики? Интервью с преподавателем

Оглавление

Представьте себе ситуацию - ребенок до 7 класса учился на одни пятерки, хорошо справлялся и с литературой, и с математикой, интересовался окружающим миром. А в 7 классе все пошло наперекосяк - в дневнике появились тройки по физике. Думаете, это невозможно? Отнюдь - этот предмет часто становится препятствием даже для круглых отличников.

Мы поговорили с Анной Зимановой - опытным преподавателем физики и автором нашего физического кружка. Узнали, почему ребята боятся и не любят эту науку, а еще выяснили:

- Можно ли полностью отказаться от расчетных задач

- Как сделать уроки физики полезнее и интереснее

- Почему лабораторная работа не эксперимент

- Как опыты могут помочь преодолеть страх перед физикой.

Время чтения - 7 минут.

Анна Зиманова
Анна Зиманова

- Привет! Расскажи немного о себе.

Привет! Меня зовут Анна Зиманова, я закончила астрономическое отделение физического факультета МГУ. После этого я пошла работать учителем, и год трудилась в общеобразовательной школе. До этого я несколько лет работала в музее “Экспериментаниум”, составляла и вела научные программы. Сейчас я преподаватель физики на курсах при МФТИ. Помогаю ребятам готовиться к экзаменам, олимпиадам и просто подтягивать знания физики.

О страхе и ненависти

- Главный вопрос нашего интервью - почему среди всех предметов школьники больше всего боятся физики? Можно сказать, она проводит границу между “гуманитариями” и “технарями”. Ее как-то не так преподают?

Дело в том, что до начала изучения физики ребята осваивают науки, которые очень четко делятся на “гуманитарные” и “точные”. “Гуманитарными” считаются те, где основная информация доносится через текст, а в “точных” главную роль играют цифры. Физика в эти категории не помещается. Эта наука объединяет в себе все дисциплины, которые ребенок осваивал ранее. Для успешного изучения физики одинаково важно уметь хорошо понимать текст и пользоваться математическим аппаратом. Не всем удается мгновенно перестроиться на новый, гибридный способ восприятия информации.

Есть ребята, которые к 7 классу прекрасно умеют понимать написанное, но плохо считают - им будет тяжело на уроках физики. Но и тем, кто “на ты” с математикой, но плохо понимают написанное - будет не легче.

Физика - это не точная наука, это естественная наука. Важно уметь читать учебник между строк. Для физика за фразой “солнце светит” скрываются сложные процессы - почему оно светит, что такое свет? Такие вещи нужно научиться видеть, понимать, извлекать из памяти.

Ребятам часто сложно привыкнуть к такому способу восприятия информации, совмещать вдумчивое чтение и решение математических задач.

- Приведи пример темы, где сочетаются навыки вдумчивого чтения и расчетов.

Возьмем термодинамику и тепловые явления. Там рассматриваются переходы между агрегатными состояниями веществ. Ребенок должен понимать, что во время плавления температура не меняется, поскольку энергия расходуется на разрушение связей между молекулами или атомами вещества. Одно слово “плавление” в задаче определяет ход решения, и важно детально понимать, что происходит. Это влияет на выбор расчетной формулы.

В физике часто есть элементы химии - важно понимать свойства вещества и знать, какие цифры подставить в формулу. За словами в физике скрывается очень многое, и надо уметь видеть в тексте маркеры, ведущие к правильному решению задачи. Можно сказать, это физическое “чутье”.

Уроки физики отлично развивают функциональную грамотность, внимательность.

О самом страшном - задачах

- Насколько я помню, в учебниках физики обычно несколько страниц отводятся теории, а дальше идут задачи, где дети постоянно что-то должны рассчитывать. Эти задачи останавливают очень многих. Почему физику преподают через них? Как сделать их интереснее?

Я считаю, что очень важен баланс между подачей теории и тренировкой в решении задач. Конечно, задача без теории - просто свод цифр и непонятных слов. Очень часто учителя грешат тем, что просто закидают ребят кучей однотипных задач, и думают, “как-нибудь разберутся, руку набьют”. Так нельзя.

Но полностью убрать задачи из преподавания физики не получится. Они неразрывно связаны со всей красивой теорией, которую учитель должен увлекательно подавать и визуализировать. Задачи завершают понимание науки.

В своей преподавательской практике я проявляю индивидуальный подход и придумываю, как заинтересовать детей задачей. Недавно мы с семиклассниками решали задачи с главным героем Пауком-Ползуком, который спонтанно родился в нашей группе как мем. Формулировки там были довольно стандартные, но ребята уже ждут любимого персонажа. С таким шутливым видением скучные задачи становятся более интересными.

- Получается, что если ребята не взяли достаточно на уроках математики и плохо считают, они не смогут понять и полюбить физику?

И да, и нет. Когда я пришла в школу, мне сразу попался 11 класс. Там были и те, кто будут сдавать ЕГЭ по физике, и те, кому она не нужна. Даешь всем задачу - один решает за минуту, другой ученик не может сократить дробь полчаса. Учитель физики уже не научит никого этим основам. В этом случае, наверное, время упущено.

С другой стороны, я всегда стараюсь подтягивать знания математики у своих учеников. Несколько лет назад в школах появилась проблема - программа по математике стала отставать от программы по физике. Например, в 9 классе я должна рассказывать ребятам о гармонических колебаниях, там нужны синусы, косинусы. А на математике они этого еще не проходили! Приходится пояснять на пальцах, выделять время.

Совсем без математики глубоко изучать физику, конечно не получится. Но я видела много случаев, когда ребенок так интересовался физикой, что начинал подтягивать и знания математики.

О физике без математики

- А для тех, кто так и не полюбил математику, можно преподавать физику как легкий научпоп?

Это, в целом, возможно. Если вы не ставите перед собой цель решать практические задачи, а просто хотите блеснуть кругозором среди друзей - можно просто читать хорошие легкие книги, смотреть демонстрации экспериментов и слушать рассказы о явлениях природы. Однако, глубокого понимания всех механизмов физики при этом не будет.

- Ты бы хотела ввести в школах разделение программ преподавания физики? Тем, кто не сдает экзамены, преподавать без расчетных задач, а профильные классы готовить по углубленной схеме?

В школе я бы такое точно не ввела. В это время в голове закладывается основной пул знаний и базовых навыков, с которым потом предстоит идти по жизни. Общая эрудиция. Если во время учебы в школе ты ограничишь свои возможности и даже не попробуешь превзойти свои ожидания - потом наверстывать точно будет поздно.

Если ты гуманитарий, и тебе физика дается тяжело - все равно старайся, познавай непознаваемое, расширяй границы своего сознания. Это в любом случае будет полезно. Образно говоря, та часть мозга, что с трудом заполнилась математикой, потом легко освоит философию или историю.

И потом, все в природе взаимосвязано. Для глубокого понимания гуманитарных дисциплин очень важно иметь развитые представления об окружающем мире. Мне кажется, в школе вообще почти нет “лишних” предметов - они все нужны в той или иной степени.

Об интересных уроках

- А что бы ты поменяла в массовом школьном преподавании физики?

Я бы добавила как можно больше наглядности. Например, преподавала бы часть физики через наблюдение за реальными явлениями природы. Пусть это будет выезд в лес, пусть сядут на полянку и зададут вопросы: почему небо голубое, как светит солнце, отчего качается травинка?

В обычной жизни у детей мало времени на то, чтобы интересоваться. Уроки в школе, затем какие-то дополнительные занятия, вечером компьютер и спать. Пусть дети остановятся и начнут рассуждать, думать, как устроен мир вокруг. А за этим подтянутся и цифры.

Школьники пока что, как ни странно, идут вслед за советской системой, когда учитель сам вкладывает им в голову то, что “нужно”. Это не доставляет удовольствия никому. Учеба - это процесс самопознания, поэтому я дала бы им чуть больше свободы.

Своим ученикам я, кстати, даю относительно немного домашних заданий. Хотя, это не отменяет контроль - время от времени я устраиваю проверки, и к доске вызываю. Но главное для меня - не потерять интерес ребенка к предмету.

Еще очень важно изменить целеполагание детей в школе. У нас до сих пор идет борьба за отметку, а не за знание. Получил пятерку - забыл и пошел дальше. Нужно остановить беготню за этими формальными достижениями и научить ребенка по-настоящему учиться.

- Как, по-твоему, изучение физики в школе может помочь детям в дальнейшей жизни?

Ох, мне очень часто задают вопрос: “Зачем нам это знать?”. Во-первых, у физики есть множество практических применений. Она помогает отличать правду от лжи, отсекать попытки мошенников нажиться на вас, и даже повесить дома полку.

Кроме того, физика помогает “организовать голову”, учит думать и понимать окружающие явления. Тот, кто хорошо знает физику, может быстро разобраться в других областях и решить свои проблемы, не прибегая к чужой помощи. Это очень важно в современном мире экономии времени.

Еще физика может помочь ребенку разобраться, что ему на самом деле интересно. Это очень широкий предмет. Изучая, как устроена природа в общем, ребенок может найти для себя что-то особенно интересное в смежных областях. Мы не можем насильно запихнуть в ребенка какие-то знания, но можем его заинтересовать и направить.

О показательном и доказательном

- Мы в Умных городах считаем, что изучать естественные науки лучше всего через опыты. Насколько много в наших школах проводят физические эксперименты?

Отличный вопрос! На самом деле, очень важно различать эксперименты и лабораторные работы.

В школах проводят только лабораторные работы. Они созданы для того, чтобы подтвердить практикой конкретные страницы учебника. Можно сказать, это опыты с известным финалом - понятно, к какому результату надо прийти. Все списывают “цели” и “выводы” под копирку. Это не очень наглядные действия, которые приводят к не совсем понятным для посторонних результатам, зато подтверждают расчеты. Если человек “плавает” в физике, ему эти лабораторные работы не очень помогут.

У опыта совершенно другой смысл. Это лабораторная работа с открытым финалом. Экспериментатор действует, движимый любопытством, задает вопрос “что произойдет?”. Результат опыта важнее, чем ожидания от него.

Опыты по физике в наших школах проводят крайне редко. Считается, что это неразумная трата времени и ресурсов, их слишком сложно проводить. Поэтому, как правило, школьники не видят своими глазами те процессы, о которых пишут в учебниках.

- Расскажи, как эту проблему решает физический кружок? Чем ты руководствовалась при разработке программы?

В кружке я сделала упор на наглядные эксперименты, которые продемонстрируют ребенку сложные процессы. Я ушла от доказательного принципа школьных лабораторных в сторону демонстрационного подхода.

Мы работаем без формул, поэтому эксперименты своими руками как раз помогают ребятам завершить понимание законов физики. Они красочные, запоминающиеся, и прекрасно демонстрируют то, о чем рассказал ведущий. А если ребенок и слушает внимательно, и любит экспериментировать - это двойной удар по пониманию.

Конечно, мы не стремимся заменить школу. Наша главная цель - заинтересовать ребенка, показать ему, насколько интересно устроен мир. После кружка ребенку будет проще приступить к формальному освоению физики и начать решать задачи.

В общем, мы сделали кружок не доказательным, а показательным.

А еще кружок - это тот самый шанс остановиться, задуматься об устройстве мира и начать задавать вопросы. 75 минут в неделю может найти каждый. И я уверена, это поможет детям расширить мировоззрение.

________________________________

Узнать больше о Научных кружках вы можете на нашем сайте>>

Наука
7 млн интересуются