Найти в Дзене
JAZZ/CLASSICAL NEWS OF SPB

Билл Эванс — пожалуй, наиболее упоминаемый и цитируемый пианист-импровизатор в мире джаза и популярной музыки.

Bill Evans
1929-1980
"Я всегда стремился к тому, чтобы моя музыка имела поющее звучание" — так говорил этот великий виртуоз-пианист и композитор современного джаза Вильям Джон Эванс. Он родился 16 августа 1929 г. в небольшом городе Плэйн-филд, штат Нью-Джерси. Освоив ещё в детстве игру на рояле, скрипке и флейте, он собрал свою собственную группу вместе с братом в начале 1940-х гг., а после

Bill Evans

1929-1980

"Я всегда стремился к тому, чтобы моя музыка имела поющее звучание" — так говорил этот великий виртуоз-пианист и композитор современного джаза Вильям Джон Эванс. Он родился 16 августа 1929 г. в небольшом городе Плэйн-филд, штат Нью-Джерси. Освоив ещё в детстве игру на рояле, скрипке и флейте, он собрал свою собственную группу вместе с братом в начале 1940-х гг., а после окончания колледжа с 1949 г. начал работать профессионально.

Эванс сразу показал себя оригинальным пианистом с редким вкусом, обладавшим бесподобной техникой и лирическим чувством, но при этом никогда не терявшим чувство свинга. В качестве сайдмена он играл на студийных сессиях Джорджа Рассела и Чарли Мингуса, в 1956 г. собрал своё первое трио, а в 1958 г. восемь месяцев проработал с комбо Майлса Дэвиса и участвовал в записи его знаменитого альбома "Kind of Blue" . Майлс говорил потом: "Я многому научился у Билла. Он играет на рояле так, как на нём следует играть" . Критики тогда называли Эванса первым "модальным пианистов", "Шопеном модерн-джаза".

Летом 1959 г. он изучал композицию и контрапункт в музыкальной школе Мэнса в Нью-Йорке, посещал факультативно школу джаза в Леноксе, штат Массачусетс, а в 1961-1962 гг. Эванс сделал экстраординарную серию записей для фирмы «Riverside» со своим знаменитым трио — Скотт Ла Фаро (бас) и Пол Мошиэн (ударные). Его стиль отличался яркой индивидуальностью за счёт исключительно деликатной артикуляции, особой манеры голосоведения и способности создавать мягкое, романтическое настроение в рамках популярной песни, джазового стандарта или собственной пьесы.

Но вскоре после этого талантливый басист Ла Фаро неожиданно погиб в автомобильной катастрофе в возрасте всего двадцати пяти лет, и его сложную роль в трио исполняли сначала Гэри Пикок, а потом, в 1966-1977 гг., Эдди Гомез. Это были молодые музыканты, способные улавливать настроение необычного музыкального мышления Эванса, который стремился к свободному мелодическому взаимодействию внутри группы, позволяющему её членам создавать независимые мелодические линии.

В течение 1960-х гг. Билл Эванс в разных составах записал около двух десятков альбомов. Кроме записей с трио, у него выходили сольные пластинки ("Conversations With Myself" и "Alone"), дуэты с гитаристом Джимом Холлом ("Undercurrent") и флейтистом Джереми Стейгом ("What’s New"), он играл в секстете с трубачом Фредди Хаббардом и с симфоническим оркестром Клауса Огермана, а также сотрудничал с авангардными музыкантами на фирме записи "Impulse". В 1963-1971 гг. он получил пять наград "Грэмми" как за свои сольные работы, так и за групповые.

Билл Эванс неоднократно выступал (преимущественно с трио) на различных джаз-фестивалях, гастролировал с концертами по Европе, Южной Америке и Японии. Есть записи его "живых"выступлений на фестивале в швейцарском городе Монтрё и в нью-йоркском джаз-клубе "Village Vanguard", а два диска были им сделаны вместе с известным певцом Тони Беннетом, что свидетельствовало о его любви к песенной форме. Он регулярно занимал первые места в бесчисленных анкетах критиков и читателей журнала "Down Beat".

Эванс опубликовал три сборника собственных оригинальных композиций и транскрипций фортепианных соло. Его наиболее популярная пьеса — это "Вальс для Дебби", к которому поэт и журналист Джин Лиз даже сочинил лирический текст, а Сара Воэн записала как песню.

В самый последний состав трио Билла Эванса входили молодые джазмены Марк Джонсон (бас) и Джо Ла Барбера (ударные). Но в каком бы окружении он ни играл, Эванс никогда не следовал текущей моде, будь это "Новая волна" или джаз-рок, а выбирал собственный путь. "Моя музыка должна прежде всего приносить удовлетворение лично мне", — говорил он. Его влияние на других пианистов было очень тонким, неуловимым, да и едва ли может найтись ещё один музыкант со звучанием Билла Эванса, игра которого всегда была художественным отражением его уникального внутреннего мира.

Эванс скоропостижно скончался в Нью-Йорке 15 сентября 1980 г.