Григорий Горин - автор замечательных пьес, которые и сегодня с успехом идут на сценах разных театров. Изначально Горин не драматург. Он не учился писать пьесы. И вдруг такой успех. Вдруг. А вдруг ли? Давайте посмотрим.
Мальчик Гриша Офштейн родился в Москве, в марте 1940 года. Мальчик был талантлив, трудно представить, что Самуил Яковлевич просто от скуки раздаёт комплименты пишущим пионерам. Или первым встречным. Или даже пришедших на встречу. Шестилетнему
Грише он предрёк удел сатирика, что по сути и случилось. То ли Маршак был провидцем, то ли комплимент определил судьбу. Но смею предположить, что эта встреча заложила первый кирпичик в фундамент дома, который построит Григорий Горин.
Те, кто сумел заглянуть в этот дом, постоять во дворе или даже посмотреть с улицы, вероятно заметили, что зодчий был большим оригиналом. Совмещение стилей всех эпох, кажется, придаёт зданию какую-то загадочность. Но в то же время поражает своей современностью. Порой опережая замыслы самых смелых архитекторов.
Есть в этом какая-то тайна.
Гриша после встречи с великим сказочником, переводчиком и драматургом, который, вероятно, был знаком с самим Шекспиром и Бернсом, продолжил писать удивляя и восхищая своих одноклассников и вызывая беспокойство учителей, потому что уже тогда становилось понятно - рано или поздно прорвётся "Слово", которое может быть услышанным. Время было такое что, кем, когда и какое слово, будет услышано, имело, нешуточное значение . Эта неопределённость и тревожила взрослую часть наблюдателей набиравшего опыт молодого поэта. И все, вероятно, облегчённо вздохнули, когда Гриша после школы поступил в Первый московский медицинский институт.
Пока Гриша был студентом родился КВН. Это стало вторым фундаментальным событием. Их было много будущих врачей, инженеров, педагогов, физиков которые второй своей профессией выберут Слово. Теперь трудно сказать то ли благодаря этой игре появились новые писатели, сценаристы, драматурги, режиссёры, певцы и певицы, телеведущие и литературные критики, то ли они своим талантам повлияли на рождение этой игры.
Григорий Офштейн из неё не вышел. Через семь лет после рождения КВН, страна узнала «Гришу Офштейна Решившего Изменить Национальность»: как шутил сам Горин. И проработав, четыре года, врачем скорой помощи он вернулся туда, откуда, уйти ему было не суждено.
Третьим фундаментальным событием в авторской биографии, вероятно, следует считать встречу с Марком Захаровым, тут уж, что называется -
"звезды сошлись".
И тогда Григорий Горин начал строить дом, в котором живут теперь герои, говорящие на каком-то особенном языке, который был понятен целому поколению рождённых в СССР.
С этим языком следует знакомиться не спеша. Вникая в интонации, представляя выражение лица и стараясь уловить второй, а порой и третий смысл сказанного. Видимо, поэтому, только самостоятельное прочтение позволяет понять с кем вы имеете дело. С везунчиком, который переиначивал Шварца, Свифта и Шекспира или с мастером, создавшим уникальную оправу, для их историй. Благодаря которой они, почти уже забытые, засияли в современном мире для огромного количества
истосковавшихся по искренности, честности и смелости которая зазвучала в Горинских контекстах!
Младое поколение редко смотрит фильмы Марка Захарова, благодаря которым страна узнала Горина, не как сатирика из телевизора, а как драматурга. Честно говоря, я бы ввёл в школьную программу его пьесы. Может, так и случится. А пока те, кто любит читать непременно должны встретиться с честным Бароном Мюнхаузеном, грустным Тиллем, мудрым Тевье - молочником, славолюбивым Геростратом, уставшим Свифтом и дрожащим Драконом. Непременно должны услышать из их уст Мюнхгаузена :
"Ну не меняется же мне из-за каждого идиота!"