"Нужна ли дошкольнику подготовка к школе?" "Или итак сойдет?"" Или хватит знаний, полученных в детском саду, а может вообще всему научит школа?"
Эти вопросы злободневные и волнуют родителей будущих первоклассников.
Подготовка к школе, однозначно, нужна. И это речь не только о навыках чтения и счета примеров и задач, а это вопрос психологической готовности будущего первоклассника.
Почему будущий первоклассник не готов к обучению в школе
Приличная часть дошкольников психологически не готовы пойти в первый класс. За этим стоят: не полностью развитая мотивационная сфера у ребенка, не готовность принимать на себя новую социальную роль – ученика школы; не сформированный кругозор; не развитые коммуникативные и нравственные качества; не сформированная эмоционально-волевая готовность (ребенок не может ставить перед собой цели и решать задачи, а также принимать решения и следовать намеченному плану).
Поэтому озадачится вопросом готовности к школе родителям будущих первоклассников стоит.
Детский сад и подготовка к школе
Дошкольное учреждение даёт мощную базу по подготовке к школе. Это не навыки чтения и счета, хотя математическим развитием и развитием речи в детских садах занимаются в соответствии с программой. Но речь немного о другом. В саду ребенок приобретает коммуникативный навык, учится самостоятельности, решениям конфликтных ситуаций, работе в коллективе.
Как говорила Мария Монтессори: «Я не готовлю детей к школе, я готовлю их к жизни». Детский сад выполняет именно эту функцию в подготовке, а еще там работает психолог, который обязательно проведет диагностику на психологическую готовность вашего ребенка к школе.
Поэтому родителям дошкольников, чьи дети не посещают по каким то причинам детский сад, я обычно настоятельно рекомендую отдавать в подготовительную группу детского сада, так переход в школьную организацию будет более мягким и плавным.
Причины, по которым готовиться к школе нужно:
Дополнительные кружки по подготовке к школе, частные репетиторы, методички для занятий дома с родителями, материалов огромное количество. Какой путь выбирать – принимает каждый для себя сам. Мое личное мнение – подготовка к школе в виде дополнительного внедошкльного образования – необходимость, потому что:
· В первом классе, самое время ребенку проявить самостоятельность и ответственность. Очень сложно сделать резкий переход из шаловливого дошкольника в серьезного и дисциплинированного первоклашку. Занятия по подготовке к школе помогут научить ребенка сидеть за партой определенное количество времени, поднимать руку, когда готов дать ответ, слушать внимательно педагога. А это инвестиция в то, что в первом классе ребенку будет намного проще и комфортнее, если он освоит эти навыки заранее.
· Знания придают уверенности. Ребенок, который уже умеет читать, считать, решать логические задачи и примеры, у которого сформированы представления об окружающем мире будет чувствовать себя уверенно, а значит – наиболее комфортно.
· Подготовка руки к письму. Не нужно пренебрегать развитием мелкой моторики рук дошкольника, нет, это не только для малышей. Подготовить руку к письму помогут на дополнительных занятиях к школе, там уделяется большое внимание развитию мелкой моторики, а значит это повышает вероятность того, что у будущего первоклассника будет красивый, аккуратный почерк.
· Вариативность школьных программ. Родителям предоставляется право выбрать программу, по которой будет обучаться его ребенок. Наиболее популярные программы это: «Школа России», «Школа 21 века», «Эльконина-Давыдова», «Перспективная начальная школа», «Перспектива», «Гармония», «Планета знаний». Большинство этих программ требуют специальной подготовки ребенка к школе. Не готовиться можно, но обучение будет даваться ребенку в разы сложнее, что уже влечет за собой другие последствия: нежелание учиться, отсутствие мотивации, разочарование в неуспехе.
Где лучше готовиться к школе
На мой взгляд, лучше всего подготовка к школе осуществляется в самой школе, в которую пойдет ребенок. Сейчас практически в каждой школе учителя начальных классов набирают группы по подготовке к школе. Там можно узнать учителей поближе, выбрать учителя, к которому пойдет учиться ребенок, выбрать оптимальную программу, да и у ребенка формируется понятие «школа» и осознанность, что это вообще такое.
В детских садах тоже есть группы по подготовке к школе, но, насколько показывает мне опыт – это немного другое. У ребенка не формируется понятие разделения школы и детского сада.
Есть еще вариант частного репетитора, что тоже вполне допустимо. Таким образом можно получить больше знаний, ведь у педагога группа из 10-15 человек, а тут ребенок занимается один на один с педагогом. Если говорить именно о качестве полученных знаний, то репетитор по подготовке к школе тоже хороший вариант.
Когда начинать
Не стоит бросаться из крайности в крайность и начинать учить ребенка решению сложных примеров и задач в 2-3 года, но к 5 годам дошкольник уже вполне может знать буквы, цифры в пределах 20, начинать складывать слоги в простые слова. А к 6 годам можно начать осваивать программу по подготовке к школе. Уверенность и успешность ребенка в руках родителей.
А как вы думаете, нужна ли подготовка к школе и где будет лучше готовиться к школе будущему первокласснику?