Найти тему
Гербы, флаги, знамена

Зачем морским судам несколько ватерлиний

Оглавление
Для иллюстрации использовано фото контейнеровоза на сайте "Балтика-Транс-Логистика" - btlog.ru
Для иллюстрации использовано фото контейнеровоза на сайте "Балтика-Транс-Логистика" - btlog.ru

Что такое "ватерлиния", наверное, знают все: и пионеры, и пенсионеры: это белая линия на корпусе судна, разделяющая его надводную и подводную части. Умозрительно понятно, что, если судно не загружено, то оно как поплавок выскакивает из воды, и нарисованная на корпусе белая линия находится выше поверхности воды, если же судно перегрузить, то и белая линия "утонет". Теоретики морского дела сочинили добрый десяток определений различных "ватерлиний": это и теоретическая линия, с помощью которой ведут расчеты грузоподъемности судна, и т.н. "действующая ватерлиния", т.е. фактический след поверхности воды на поверхности судна.

Но для практики, видимо, наиболее важной является "грузовая ватерлиния". т.е. отметка, показывающая на сколько судно можно "притопить" грузами, не рискуя утопить его. Понятно, что хозяева судов из экономии стараются загрузить судно по полной. К сожалению история судоходства полна случаев, когда такая жадность судовладельцев приводила к катастрофам. В 19 веке моряки даже прозвали британские коммерческие суда "плавучими гробами", т.к. их владельцам проще было застраховать судно, чем обеспечить его безопасность. Грузовая ватерлиния стала компромиссом между скупостью коммерсантов и требованиями безопасности.

Грузовую ватерлинию задает специальный рисунок на борту судна - "грузовая марка", или как его принято называть в честь ее изобретателя Сэмуэля Плимсоля - "марка Плимсоля" или "диск Плимсоля". Сэмуэль Плимсоль был депутатом британского парламента и запомнился борьбой за ужесточение правил безопасности на море, обеспечивающих сохранение жизни экипажа (за свою деятельность Плимсоль даже получил прозвище "друг моряков"). Одним из его идей было нанесение на все суда специального маркера, обозначающего максимально возможную осадку. Знак представляет собой окружность, разделенную ровно пополам горизонтальной линией (вот эта самая линия и есть предельный уровень осадки груженого судна. Если эта линия при загрузке судна уйдет под воду, то есть шанс, что плавание пойдет не по-горизонтали, а по-вертикали на дно.

По сторонам марки Плимсоля размещаются буквы, обозначающие организацию, проведшую необходимые расчеты и измерения, т.е. взявшую на себя ответственность за объективность нанесения ватерлинии:

  • в России это литеры "РС" - Российский морской регистр судоходства
  • Один из наиболее авторитетных международных регистров - регистр Ллойда использует литеры "L R"
  • GL - германский Ллойд (Germanischer Lloyd).
  • NV - норвежский регистр судоходства (Norske Veritas)
  • AB - американское бюро судоходства (American Bureau of Shipping)
  • BV - французское "Бюро Веритас" (Bureau Veritas)
  • NK - японский регистр судоходства (Nippon Kaiji Kyokai)
Диск Плимсоля на украинском судне.  Буквы "РУ" обозначают  судовой регистр Украины
Диск Плимсоля на украинском судне. Буквы "РУ" обозначают судовой регистр Украины

Но одной линии для определения максимально допустимой загрузки судна недостаточно.

Почему ватерлиния не может быть единственной. Немного занудной теории.

Условие плавания тел в воде открыл еще в 3 веке до нашей эры греческий ученый Архимед:

"На тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая или подъёмная сила, равная весу объёма жидкости, вытесненного частью тела, погружённой в жидкость. Сила, выталкивающая из воды, именуется силой Архимеда, если она равна силе тяжести, действующей на тело, то это тело плывёт, если архимедова сила меньше силы тяжести, то тело." \

Архимедова сила F рассчитывается по формуле:

F = r g V

где r - плотность вытесняемой жидкости, g - ускорение свободного падения, V - объем вытесненной жидкости, т.е. объем части тела, погруженной в воду.

g - для планеты Земля постоянно и равно 9,8 м/с2. V растет с погружением судна в воду (т.е. чем глубже судно тонет, тем сильнее его выталкивает вода). А вот плотность жидкости является в этой формуле "слабым звеном". Плотность воды на земном шаре совсем не постоянна. Пресная вода имеет наибольшую плотность при температуре +4 С, она равна примерно 1000 кг на кубический метр. Чем теплее вода, тем она менее плотная, при температуре 90 С плотность воды понижается до 965 кг/м3. Соленая вода тяжелее пресной, плотность морской воды может достигать 1030 кг/м3.

Центральная линия марки Плимсоля соответствует ватерлинии в летней солёной океанской воде. Но судно вполне может из тёплого океана направиться в холодный, из соленой акватории в пресноводную реку. Разница в величинах плотности воды в этих условиях на первый взгляд невелика, но при расчете загрузки огромного судна ошибка даже в несколько процентов может быть фатальной. Например, вы загрузили судно "под завязку" в холодной соленой морской воде, благополучно отбыли в тропики, а в прогретой воде плотность упала, архимедова сила стала меньше, и ваше судно с песнями пошло ко дну.

Поэтому грузовые марки снабжают целой серией дополнительных "ватерлиний" (это т.н. "гребенка осадок", имеется в виду "осадка суда" - глубина погружения судна в воду), каждая из которых подписана буквенным шифром:

  • F - fresh - пресная вода, например, американские Великие озера
  • T - tpopical - морская вода в тропиках, например, дельта Амазонки
  • S - summer - морская вода летом
  • W - winter - морская вода зимой; считается, что зимнее море опаснее летнего, поэтому перегруз судна особенно опасен зимой
  • TF - Tropical fresh water - пресная вода в тропиках
  • WNA - winter North Atlantic - вода зимой в Северной Атлантике; Северная Атлантика считается наиболее опасным районом, от перегруза перестраховываются с большим запасом

При погрузке ответственный сотрудник может прикинуть, какая температура и соленость воды в порту, какую осадку судна ожидать с других температурных условиях и при другой солёности воды, и не даст перегрузить судно больше положенного.

"Диск Плимсоля" и гребенка осадок на американском судне (АВ - Американское бюро мореплавания).
"Диск Плимсоля" и гребенка осадок на американском судне (АВ - Американское бюро мореплавания).

Ватерлинии на разных языках

Помимо международно признанных англоязычных сокращений могут применяться и аббревиатуры на других языках. Например, для российских судов, не совершающих международных рейсов, могут использоваться и русскоязычные сокращения: "Л" - лето, "З" - зима, "ЗСА" - зимние условия Северной Атлантики, "Т" - тропики, "П" - пресная вода, "ТП" - пресная вода в тропиках.

Польские обозначения также интуитивно понятны русским: "L" - лето, "Z" - зима, "Т" - тропики, "ZAP" - зима в Атлантике "Полночной".

Испанская гребенка осадок - "Verano" - лето, "Agua dulce" - пресная вода.
Испанская гребенка осадок - "Verano" - лето, "Agua dulce" - пресная вода.

Лесовозы воды не боятся!

Суда, перевозящие на палубе лес (т.е. груз, который сам способен плавать), часто имеют усиленные конструкции люков и верхней палубы, иногда разрешается "притапливать" несколько сильнее, чем обычные торговые суда. У таких судов на борту дорисовывается дополнительная "лесная гребенка" с отметками:

  • LS - лесная летняя грузовая ватерлиния
  • LW - лесная зимняя грузовая ватерлиния
  • LWNA - лесная зимняя ватерлиния для Северной Атлантики
  • LT - лесная тропическая ватерлиния
  • LF - лесная ватерлиния для пресной воды летом
  • LTF - лесная тропическая ватерлиния для пресной воды
"Лесные" ватерлинии на борту судна "Регистра Ллойда" (гребенка справа на фото)
"Лесные" ватерлинии на борту судна "Регистра Ллойда" (гребенка справа на фото)

***

Читайте на канале " Кальсоны Черчилля на лужайке" - прообраз флага единой Европы".

Подписка на канал, лайки, комментарии и репосты в социальных сетях повышают рейтинг канала и позволяют ему развиваться. Поэтому, если текст понравился, комментируем и репостим