Найти в Дзене
Pro 1С:Предприятие

Как ИП заработать на тендерах?

Оглавление

"Участие в тендерах - это только для крупных компаний" - несусветная чушь!

В этой статье вы узнаете следующее применительно к ИП:

  • В каких тендерах можно участвовать;
  • Что может стать препятствием к участию в тендере;
  • Где искать тендеры и как упростить их поиск;
  • На что обратить внимание при выборе тендера;
  • Как подготовиться к участию в тендере;
  • Как собрать полный пакет документов и подать заявку.

И так, начнем по порядку!

Какие тендеры нужно рассматривать, если вы ИП?

Как мы уже говорили в предыдущих выпусках, ИП может принимать участие почти во всех закупках. Почти… Но не во всех… Под запретом находятся закупки для гособоронзаказа и закупки, в которых требуется лицензия ФСБ. В части лицензии ФСБ рассматривается взаимодействие со сведениями, представляющими государственную тайну, а также работы по созданию криптографических средств защиты.

Короче говоря не стоит лезть в конкурсы, где нужно разработать межгалактическую ракету-убийцу, термоядерный реактор, боевой костюм железного человека или еще какую-нибудь машину смерти и комплектующие к ней! А так, все остальные конкурсы ваши!

Что может помешать вам поучаствовать в тендере?

Здесь мы имеем следующий набор ограничений:

  • наличие налоговой задолженности;
  • наличие судимости за преступление в сфере экономики или за взяточничество;
  • аффилированность с заказчиком;
  • упоминание в реестре недобросовестных поставщиков;
  • процедура банкротства.

Если всё это не про вас, то есть, если вы не злостный неплательщик налогов; если вы не устраивали махинации по валютным и ценным бумагам путем подделки документов и денежных знаков, если вы не сын (брат, сват, зять) кого-нибудь из ответственных лиц заказчика, то тогда всё просто замечательно и все двери для вас открыты!

Где искать тендеры?

Ну, собственно, это самый интересный вопрос...

Закупочные процедуры размещаются на электронных торговых площадках. Неприятность состоит в том, что их больше двухсот. Предлагаю их классифицировать и назвать самые распространенные.

Итак:

  • Номер 1 - федеральные. На федеральных площадках можно найти все виды закупок, в частности и те, что проводятся по сорок четвертому федеральному закону, то есть закупки государственных и муниципальных учреждений: школы, детские садики, больницы, администрации и прочее. Федеральных площадок всего восемь: “Сбербанк-АСТ”, “РТС-тендер”, “Единая электронная торговая площадка”, “Национальная торговая площадка”, “Российский аукционный дом”, “ЭТП ГПБ”, “ТЭК-Торг” и “Агентство по государственному заказу Республики Татарстан”.
  • Номер 2 - Коммерческие. Здесь размещают свои закупки коммерческие организации и госкорпорации. Также на коммерческих площадках проходят такие веселые вещи как торги по банкротству и арестованному имуществу. Вот несколько примеров таких площадок: “РосТендер”, “B2B-Center”, “Газнефтеторг”, “Онлайнконтракт” и “Торги 223”.
  • Номер 3 - Корпоративные. По сути такие площадки являются порождениями мегакорпораций. Названия площадок скажут сами за себя: ОАО «Северсталь», ПАО «Татнефть», ОАО «Роснано», ПАО «Сбербанк», ПАО «Роснефть» и прочие классные ребята!
  • Номер 4 - Площадки закупок малого объема. Здесь публикуются закупки до шестисот тысяч рублей. Малые закупки происходят стремительно и длятся недолго. Здесь важен безустанный мониторинг закупок на площадке. Вот примеры площадок для малых закупок: “ЕАТ Березка”, “Электронный магазин «Закупки малого объема»”, “ОТС Маркет” и “Электронный магазин РЖД”.

Как упростить процедуру поиска тендеров?

Ну, очевидно, что электронных площадок тьма тьмущая, и мониторить тендеры на каждой - то еще удовольствие. Решить эту проблему нам помогают специализированные агрегаторы. Это сайты, которые собирают в одном месте информацию по всем площадкам и показывают ее в удобном виде.

Существует много замечательных агрегаторов. Ну например: СБИС, FindTenders, Tenderplan, Kontur и другие. Чем пользоваться - решать вам! Выбрать наиболее приятный интерфейс и подобрать подходящий тариф не суперсложная задача.

На что обратить внимание при выборе тендера?

Хочу отметить, что для ИП в данном вопросе важна аккуратность и холодный расчет. Если вы не выполните условия контракта, то можно поплатиться личным имуществом, а также попасть в реестр недобросовестных поставщиков, и прощай участие в закупках на два года.

Исходя из этого, вот список простых но важных рекомендаций:

  • Оцените сумму обеспечения тендера и сумму обеспечения заявки на участие. Обеспечивать тендер можно деньгами или посредством банковской гарантии. В случае обеспечения денежными средствами нужно перевести сумму на спецсчет - это что касается обеспечения заявки, и на счет заказчика - это в случае обеспечения исполнения контракта. Для обеспечения банковской гарантией необходимо подать документы в банк или специальному брокеру. Причем сделать это нужно заблаговременно!
  • Обратите внимание на надежность заказчика. Здесь речь идет только о заказчиках на коммерческих площадках. На ненадежность может указывать следующее: большое число судебных дел, в которых заказчик является ответчиком; частая смена руководителей; банкротство аффилированных компаний; недостоверный юридический адрес и телефон; разного вида задолженности: по налогам, перед сотрудниками, по кредитам и так далее.
  • Вдумчиво прочитайте требования заказчика. Требования размещены в тендерной документации. Что может произойти, если вы недостаточно хорошо их изучили? Ну, например, вашу заявку на участие отклонят - обидно... досадно… но ладно - не смертельно! А как насчет работы в убыток? Да!.. Это уже посерьезнее, но тоже можно пережить. Ну хорошо, а что насчет того, чтобы “улететь” в реестр недобросовестных за неисполнение контракта? Вот это уже точка невозврата! По крайней мере на два года. Именно столько вы не сможете принимать участие в тендерах. Так что будьте аккуратнее, читайте всё внимательно!
  • Ну и естественно - оцените сроки исполнения контракта. Если вы не уложились в указанный в контракте срок, то будут начисляться пени. Чем выше цена контракта, тем выше будут пени за просрочку! Пени рассчитываются вот по следующей формуле: “Цена контракта * 1/300 * ставка ЦБ * количество календарных дней просрочки” .

Подготовка к участию в закупке

Перед участием в любом тендере на любой электронной площадке нужно получить электронную подпись и аккредитацию на этой самой площадке! Электронная подпись нужна для аккредитации на площадке и для подписи документов, посредством которых взаимодействуют заказчик и поставщик. Получить подпись можно только в аккредитованном удостоверяющем центре.

После того как подпись получена нужно зарегистрироваться на электронной торговой площадке - это и есть процесс аккредитации. Для этого нужно:

  • заявление;
  • выписка из ЕГРИП;
  • ИНН;
  • электронная копия паспорта;
  • и адрес электронной почты.

Процесс аккредитации обычно занимает не более одной рабочей недели. По окончанию оператор пришлет реквизиты спецсчета для перевода средств на обеспечение заявок.

Какие документы необходимы для участия?

Теперь займемся сбором документов необходимых для подачи заявки на участие в тендере! Для подачи заявки нам понадобится:

  • декларация соответствия требованиям закона;
  • справка об отсутствии задолженности по налогам;
  • документы, подтверждающие, что участник — представитель малого бизнеса: декларация принадлежности к СМП или выписку из реестра СМП;
  • копии документов, подтверждающих соответствие качества и характеристик предлагаемых товаров, услуг или работ требованиям законодательства;
  • сведения об ИНН;
  • выписка из ЕГРИП.

Если вид закупочной процедуры — электронный аукцион, то заявка подается в двух частях: в первой вы соглашаетесь с требованиями заказчика, а также указываете товарный знак и характеристики товара, работ или услуги; во второй части вы указываете название организации, юридический адрес, контактные данные и ФИО лица, ответственного за закупку, ну и прикладываете документы.

Ну вот, примерно так всё и обстоит. Конечно везде могут быть свои тонкости и специфика, но практика - это ключ к успеху!