История с шествием российской вакцины по миру, грозящим стать триумфальным, только на первый взгляд похожа ка плохую детективную историю. Где в начале всё непонятно, а потом истина пробивает себе путь.
Как и всё новое, мировое шествие российской вакцины Спутник V прохоит четыре классических этапа:
- неверие
- отрицание
- принятие
- признание
На самом деле, вся эта буря в стакане воды была только лишь в мировых СМИ и речах лукавых запанных политиков. Просто теперь знак в публикациях поменялся на противоположный: с отрицательного на положительный. А среди микробиологов мирового уровня никаких сомнений как в эффективности российской вакцины, так и в способности нашей страны создать её, не было:
У иммунологов института Гамалеи нашлись защитники на Западе. Наор Бар-Зеев (Naor Bar-Zeev), эпидемиолог-инфекционист из Международного центра оценки вакцин Университета Джонса Хопкинса, ставший одним из рецензентов первой публикации российских ученых в журнале Lancet, поддержал авторов этой работы, отметив, что она была написана «вдумчиво и с вниманием к деталям». Объяснения ученых из института Гамалеи его убедили. По его словам, если вы ставите перед собой цель найти несоответствия и подозрительные моменты, вы их обязательно найдете. «Они обвинили институт Гамалеи в выборочной демонстрации определенных результатов, однако, выборочно акцентируя внимание на предполагаемых сходствах в данных, они, в сущности, сделали то же самое». Когда я беседовал с учеными в России и на Западе, у меня складывалось впечатление, что мало кто из них сомневался в эффективности «Спутника V», — их опасения касались политики и самого процесса регистрации. «Я не вижу никаких оснований для того, чтобы умалять качество работы ученых, — сказала Твигг. — Но, учитывая особенности системы, внутри которой работают эти ученые и как эта система показывала себя прежде, неудивительно и вполне объяснимо, что люди отреагировали на эту вакцину с подозрением».
(Московский корреспондент The New Yorker Джошуа Яффа)
Специалисты знают, о достижениях нашей школы микробиологии, а также о том, что работа в этом направлении ведётся очень давно. Об этом, например, говорил Николай Азаров, свергнутый в 2014 г. премьер Украины, которого многие считают самым квалифицированным главой украинского правительства:
Что же позволило России создать вакцину быстрее всех?
- Опыт и наработки, оставшиеся в наследство от СССР.
- Как это ни странно, но Россия - страна передовых технологий.
- Новые методики, способствовавшие быстрому решению проблемы.
Светлана Завидова, глава торговой группы, представляющей международные фармацевтические компании, работающие в России:
Как и в слаломе вам необходимо пройти через определенные ворота, находящиеся на вашем пути. Мы же решили скатиться прямиком вниз, чтобы сэкономить время. Мы срезали все повороты и потребовали: „А теперь давайте нам нашу медаль‟.
Почему же вакцина так была принята в штыки среди журналистов и политиков на Западе? Они попали в снети тех мифов о нашей стране, которые сами созвали и сами же в них уверовали. Вот как об этом пишет в статье "Вакцина «Спутник V» и гонка России за иммунитетом" корреспондент The New Yorker Джошуа Яффа:
Учитывая репутацию России как страны, склонной к манипуляциям и умышленным искажениям, любая российская вакцина была обречена на то, чтобы столкнуться с повышенным скептицизмом. За последние несколько лет Россию обвиняли в реализации масштабной допинговой программы в ходе Олимпийских игр и в отравлении врагов режима, таких как бывший двойной агент Сергей Скрипаль и лидер оппозиции Алексей Навальный, запрещенными веществами нервно-паралитического действия. По словам Дмитриева (главы РФПИ), то недоверие, которым была встречена вакцина, не расстроило и даже не удивило его. «Неважно, что делает Россия, ее будут критиковать, такова реальность», — сказал он. В репортаже, который показали в программе The Daily Show в сентябре, рассказчик с преувеличенным российским акцентом спросил аудиторию: «Вы боитесь, что covid-19 убьет вас раньше, чем у Путина появится такой шанс? Тогда попробуйте новую вакцину матушки-России от covid-19». Он продолжил: «Она гарантированно безопасна и эффективна. Как мы об этом узнали? Потому что ее испытали на медведе — и это сделал ученый, который тоже медведь».
Автор предрекает успех российской вакцины на мировых рынках:
Истинный успех вакцины «Спутник V», вероятно, будет связан с ее популярностью на иностранных рынках, особенно на тех рынках, которые не сумели заключить контракты на поставки вакцин в самом начале. Согласно докладу объединения «Оксфам», страны, где проживает 13 процентов мирового населения, уже заключили контракты на поставку 51 процента вакцин, которые планируется произвести. Соединенное Королевство и страны Евросоюза разместили заказы на такое количество доз, которого хватит, чтобы вакцинировать все населения этих стран три раза. Представители программы Covax, реализацией которой занимается ВОЗ, чтобы гарантировать справедливое распределение вакцин в мире, сообщили, что в этом году они смогут вакцинировать всего 20 процентов населения развивающихся стран, однако поставки вакцин в эти страны пока не начались.
«В конечном счете не думаю, что будет иметь какое-то значение, какую вакцину зарегистрировали первой, — сказала мне Твигг. — Однако способность заполнить пустоту, которую не могут или не хотят заполнить другие страны, в итоге станет главным аргументом». Дмитриев ожидает, что в этом году лицензированные партнеры за границей выпустят 500 миллионов доз вакцины «Спутник V» в рамках соглашений о «передаче технологий». Это может оказаться особенно привлекательной альтернативой для стран с низкими и средними доходами, потому что для них самостоятельно производить вакцины будет дешевле, нежели конкурировать с другими покупателями на международном рынке. Для тех, кто закупает «Спутник V» напрямую у России, эта вакцина стоит менее 20 долларов за один курс, состоящий из двух доз. То есть «Спутник V» дороже вакцины Оксфордского университета и AstraZeneca, но дешевле вакцины компаний Pfizer и Moderna, которые стоят около 30-40 долларов за курс. Другое преимущество российской вакцины связано с логистикой. Как и вакцина Оксфордского университета и AstraZeneca, «Спутник V» может храниться и перевозиться в стандартном медицинском холодильнике. Для хранения и перевозки мРНК-вакцин требуется гораздо более низкая температура: вакцине компании Moderna требуется температура минус 15 градусов и ниже, а вакцине Pfizer — минус 76 градусов и ниже.
К настоящему моменту более 50 стран, включая Алжир и Мексику, разместили предзаказы на «Спутник V», а несколько стран планируют самостоятельно производить эту вакцину по лицензии. Клинические испытания третьей фазы сейчас идут в Индии, где ведущий производитель непатентованных лекарственных средств уже согласился выпускать более 100 миллионов доз российской вакцины ежегодно. В конце декабря после того, как переговоры Аргентины по вопросу о покупке вакцины Pfizer застопорились, из Москвы вылетел самолет авиакомпании Aerolíneas Argentinas, на борту которого находились 300 тысяч доз вакцины «Спутник V», — это была первая партия из тех 25 миллионов доз, которые Аргентина согласилась купить у России. В январе чиновники в Киргизии, встревоженные необходимостью обеспечивать особые условия для перевозки и хранения вакцины Pfizer, отдали предпочтение «Спутнику V». Тем временем Венгрия обвинила Евросоюз в излишней медлительности в вопросе регистрации вакцин и разрешила использование «Спутника V», став первой страной Евросоюза, сделавшей это. (Чиновники Евросоюза раскритиковали Венгрию за подрыв европейской солидарности.) По словам Твигг, такие сделки могут подготовить почву для дальнейшего налаживания дипломатических и коммерческих связей. «Россия сможет превратить этот репутационный успех в успехи в других областях», — добавила она.
Полный перевод статьи опубликован в ИноСМИ.