Найти в Дзене
Максим Мельников

Осуждение ереси на VI Вселенском Соборе.

После смерти императора Ираклия престол занял его сын Константин, а позже его внук Констант. Констант вместе с престолом наследовал и нечестивое учение. Он возвел на Константинопольский престол монофелита Павла, который старался распространять нечестие. Ему противостояли старания пастырей Нумидии и Мавритании. Они всеми силами старались собирать в различных местах соборы, утверждать народ в отеческих преданиях и истреблять монофилитские заблуждения. Кроме того они своими посланиями пытались убедить императора Константа и епископа Павла уклониться от ереси. Просили римского папу Феодора прекратить дерзость еретиков строжайшими определениями и обличениями. Федор подверг Павла строгой анафеме и лишил Константинопольского престола. Павел после этого стал неистовать еще более. Он уничтожил алтарь, который назначен был для совершения богослужения в Константинополе по римскому обряду.

Возмущенный такими беззакониями папа Мартин, преемник Феодора, созвал собор в Латеране, как для выслушивания жалоб Стефана, епископа Дорилейского, от имени уже тогда скончавшегося Софрония Иерусалимского, так и вообще для исследования вопроса о монофелитах. В присутствии ста пяти епископов зачитаны были беседы, послания, речи и мелкие произведения монофелитов. Зачитаны были мнения святых отцов, красноречиво опровергавших новое святотатственное учение. По тщательном рассмотрении всего этого в пяти заседаниях, с согласия огромного большинства признаны были во Христе Господе две воли и два действия. Это признание было изложено в двадцати канонах. Феодор Фаранский, Кир Александрийский, Сергий, Пирр и Павел, епископы Константинопольские объявлены были при этом еретиками. Осуждены были также униатские эдикты Ираклия.

Такое мужество и необыкновенное усердие папы в восстановлении веры были несносны для нечестивого императора Константа. Он не только жесточайшей казни помощника и союзника Мартина в этой борьбе, благочестивого Максима. Самого папу Мартина приказал доставить в Константинополь, а оттуда сослал в Херсонес.

Осуждение ереси на VI Вселенском Соборе

После смерти Константа императором стал его сын Константин, по прозванию Погонат, ревностный приверженец православной веры. Желая уничтожить лежавшее на его доме пятно, он вошел в общение сначала с римским папой Домном, потом с его преемником Агафоном относительно созвания в Константинополе в 680 году Вселенского Собора под председательством папских легатов.

Папа Агафон выразил согласие и употребил свою власть для достижения этого. Собравши в Риме собор из ста двадцати епископов, он послал в Константинополь четверых легатов для председательствования на Вселенский Собор от его имени. Через них он передал императору и Собору свои послания. В этих посланиях он изложил, на основе Священного Писания, святоотеческих свидетельств и Предания, православную веру. На Константинопольском соборе так же присутствовали три восточных патриарха: Георгий Константинопольский, Макарий Антиохийский, Петр Александрийский и пресвитер Георгий – от лица Иерусалимской церкви. Помимо патриархов на собор прибыло более ста семидесяти епископов.

В присутствии императора и придворных чинов, все собравшиеся епископы начали заседания, направив все свои усилия к утверждению православия. Прежде всего, начали говорить монофелиты в защиту своего учения. Они прибегали к неправильным толкованиям, искажениям и даже к вымыслам. После того, как были опровергнуты их доводы и ухищрения, предложены были собором и папскими легатами послания, сначала папы Агафона, затем римского собора. Собор одобрил эти послания.

После рассмотрения вопроса о монофелитстве была провозглашена единодушная и строгая анафема всем монофелитам и их вождям. Отцы собора составили формулу православной веры, в которой исповедали две воли во Христе и два действия – человеческое и Божественное, притом, что человеческая воля не только не противится Божественной, но следует и подчиняется ей. Это определение они скрепили своими подписями, и составленная формула была снова прочтена императором.

Император принес благодарность отцам и составил эдикт, в котором он повелевал всем признавать святой шестой Вселенский Собор.

В 692 году, по воле Юстиниана II , Собор вторично открыл свои заседания в царских палатах, называвшихся Трульскими. Собравшиеся епископы в числе которых были четыре Восточных патриархи и папские легаты, повторили осуждения на монофелитов и дополнили определения V и VI Вселенских Соборов составлением 102 правил по разным вопросам церковной дисциплины. Так как этот Собор был дополнением пятого и шестого Вселенских Соборов, то его называют пято-шестым.