Найти в Дзене
Пермские Истории

Портреты писателей военных лет глазами школьницы. Часть 1

Спешилова Елена Александровна - ученица средней школы № 21, г. Молотов (Пермь), краевед, автор книги «Старая Пермь».

Когда началась война, мне было 15 лет, училась в средней школе № 21 г. Молотова. С конца 1941 г. в Молотов начали приезжать семьи писателей из Москвы, Ленинграда, Киева. Большинство из них разместились в Центральной гостинице (семиэтажке), некоторые по частным квартирам. Большая группа ленинградских писателей и жен писателей фронтовиков жили в деревне Черной.

Всего было эвакуировано в Молотов 70 писателей и все они много раз бывали в нашей квартире на улице Ленина 35, поскольку мой отец, Спешилов Александр Николаевич, являлся ответственным секретарем вновь организованного Молотовского отделения Союза советских писателей, редактором художественной литературы, а с 1942 года директором Молотовского областного книжного издательства. Излишне говорить, что приход любого из писателей, поэтов в наш дом, было событием для нас, детей. Память бережно сохранила многое из событий тех лет и я решила представить на суд несколько этюдов из тех далеких незабываемых лет.

Мать Константина Симонова

Александру Леонидовну Симонову я видела только один раз. Она приезжала из деревни Черной. А.Л. выходила из нашей квартиры, когда я возвращалась домой. Ее вид меня поразил. И не только меня, - прохожие оглядывались, любуясь царственным видом пожилой женщины. Высокая, стройная, в небольшой старомодной шляпочке, сидевшей изящно на седой прическе. Немного расклешенное старинное полупальто из английского сукна. Такая же длинная черная юбка и на руках тонкие черные перчатки.

Александра Леонидовна Симонова
Александра Леонидовна Симонова

Я спросила у папы: «Что за царица от нас вышла?»

- Это мать поэта Константина Симонова.

Известный писатель, поэт ни разу не вспомнил своей мамочки. Для него существовала только его любовь - Валентина Серова.

Клавдия Павловна Матросова (жена А.Л. Матросова) вспоминала: «Когда Симонову провожали в Москву, у неё ничего не было. Жены пермских писателей подарили ей кое-какие вещи и дали продукты в дорогу. Поезда-то шли неделями».

Федоров Евгений Александрович (1897-1961)

Первое впечатление, когда в комнату вошел Евгений Александрович Федоров, пришел Шаляпин: высокий и в такой же шубе и шапке, как на фотографии «Горький и Шаляпин».

Жил у нас он больше недели. Спал на полу (на матрасике) в папином кабинете и закрывался своей шикарной шубой (печи не топились, дров не было).

Во время войны, из экономии электроэнергии население жило без света. Освещался кто как мог: хорошо, если была керосиновая лампа, а к ней еще и керосин.

Только научным работникам и писателям разрешалось иметь одну лампочку на 60 ватт. Такая была у папы в комнате. Иногда Евгений Александрович просыпался ночью (он во сне увидал целую главу о Демидовых), включал свет и записывал несколько страниц своего сна. Утром, когда все просыпались, он с удивлением всех спрашивал: «Кто это написал?»

Евгений Александрович Федоров
Евгений Александрович Федоров

В 1950-1953 гг. в Москве вышла трилогия Федорова «Каменный пояс», а в Молотове была напечатана в одной книге повесть «Демидовы».

Рассказчик он был удивительный. Его яркие рассказы мы могли сравнить только с рассказами В.В. Каменских. Вот как запомнился мне один рассказ о переходе зимой по «дороге жизни» в пургу.

Иду. Ничего не видно. Вдруг я проваливаюсь в яму, на меня смотрят огромные светящиеся глаза. Я испугался. Все же дотронулся рукой до этих чудовищ. Это глаза огромных рыб, которых должны доставить в Ленинград. Только выбрался из одной ямы, попал в другую. Во второй яме сидят черные черти. «Что это? Я в ад попал?», - спросил я, а в ответ раздался смех - «Нет, мы угольщики».

Рассказывал о том, как он собирал сведения о Демидовых. Начал их собирать с 1930-х годов. Издал много книг на уральские темы еще до войны.

В ленинградском Эрмитаже висит портрет красавицы (одна из семейства Демидовых), Федоров влюбился в этот портрет. Не проходило и дня, чтобы он не зашел полюбоваться на красавицу. Эту красавицу он описал в романе «Каменный пояс».

Когда наступила хрущевская оттепель и было разрешено русским людям возвращаться на родину, эта красавица (а ей было около 100 лет) вернулась в Ленинград и ей предоставили квартиру в одном из бывших демидовских домов. Евгений Александрович поспешил с ней встретиться. Какой ужас! Он увидел старуху, похожую на ведьму. Но все же много интересных сведений он от нее получил. А любовь к портрету разом прошла. Об этом он нам рассказывал в его последнее посещение нашего города.

Скончался Е.А. Федоров 2 апреля 1961 года на суде. Его судили за неуплату налога в пенсионный фонд. Он издал последнюю книгу и гонорар весь прожил. С момента издания прошло полтора года, Федоров был незнаком с новыми законами. Было ему только 64 года.

-4

# пермские истории # история перми

Воспоминания опубликованы в сборнике "Война глазами женщин и детей" (Пермь, 2004).