Лётчик - испытатель — лётчик , прошедший дополнительное профессиональное обучение, выполняющий в рамках лётных испытаний и исследований в области авиации испытательные полёты на новых образцах или модифицированных образцах воздушных судов...
Работа летчиком - испытателем невозможна без наличия высшего профильного образования и фиксированного количества летных часов. Окончив летно - техническое училище, необходимо заработать минимум 3 года летного стажа. Испытателями являются исключительно летчики экстра - класса, ведь потенциальные кандидаты на обучение проходят жесткий отбор. Они первыми апробируют новинки авиационных компаний, обращая внимание на функционал и безопасность воздушного судна.
Кандидат на эту специальность должен иметь квалификацию летчика первого класса и красный диплом об окончании соответствующего вуза. Возрастное ограничение при поступлении на службу – не старше 31 года.
Лётчик испытатель не просто проверят работу нового самолета или вертолета, он также принимает участие в создании новых воздушных судов. Его участие обязательно как на теоретическом этапе создания судна, так и непосредственно на практическом.
На этапе разработки теории создания самолета в его обязанности входит:
- анализ данных по ранее эксплуатируемым, но теперь устаревшим машинам;
- оценка всевозможных ситуаций отказа создаваемой техники, расчет необходимых мер и действий при этом;
- испытание на стендах, которые моделируют те или иные параметры и характеристики будущего самолета во время полета.
На теоретическом этапе список обязанностей летчика-испытателя очень обширный. Это требует от него глубоких знаний в области физики, инженерии, метеорологии и многих других областях.
Во время практических испытаний нового образца техники среди основных обязанностей можно выделить следующие:
- исполнить все предусмотренные испытаниями задачи и маневры, в том числе и отказные ситуации, которые могут возникнуть с момента старта до момента приземления самолета;
- при испытании боевых машин применить в действии все предусмотренные конструкцией машины вооружение;
- по окончании испытаний на определенном самолете обучить весь его экипаж изменениям в работе аппарата и всем нововведениям.
Следует учитывать тот риск, что систематические перегрузки чреваты возникновением определенных отклонений в состоянии здоровья испытателя. Поэтому его физическому и психическому здоровью уделяется повышенное внимание. С этой целью летчик проходит обязательную медкомиссию. Дополнительно, он проходит проверку накануне проведения испытаний нового летного устройства в воздухе.
Работа летчиком - испытателем связана со стрессовыми ситуациями. Она требует максимальной мобилизации всех резервов организма, с целью успешного выполнения поставленных задач. Дополнительно, подобного рода деятельность становится катализатором появления психосоматических заболеваний.
Во время его службы могут быть командировки за границу, поэтому знание как минимум одного иностранного языка (английского) обязательно. К тому же сейчас часто проводят совместные военные учения или выставки авиационной техники. На таких мероприятиях необходимо не просто говорить на иностранном языке, но и достойно представлять и рассказывать о последних достижениях в авиации.
В нашей стране существуют 2 учебных заведения, в которых можно освоить профессию летчик-испытатель. Первое учебное заведение находится в небольшом городе Ахтубинск Астраханской области – это Государственный летно-испытательный центр ВВС России им. В. Чкалова. Здесь готовят профессионалов для военно-воздушных сил.
Второе заведение – Школа летчиков-испытателей им Федотова А. В. – расположено в Московской области, г. Жуковский. Эта школа в основном занимается подготовкой специалистов для конструкторских бюро, экспериментальных самолетов и НИИ.
В среднем в России насчитывается около 50 человек – испытателей авиации.
В мире их подготовкой занимаются еще 4 школы – две в США, и по одной в Англии и во Франции.
Как правило, общий трудовой стаж испытателя составляет 15-20 лет, на пенсию они выходят довольно рано. Летчики-испытатели, особенно военные, всегда востребованы на авиационных заводах, в испытательных и конструкторских центрах. При окончании сборки самолета или вертолета перед запуском его в серийное производство испытатели производят заводской облет.
После окончания карьеры такие специалисты чаще всего становятся инструкторами для новобранцев. Есть те, которых привлекают в качестве независимых консультантов в сферы, не связанные с авиацией и производством авиационной техники (кино, горный туризм или просто владельцы частных самолетов).
Различают следующие классы военных летчиков-испытателей:
3-й класс — имеет определенное количество часов налета. Готов для выполнения заданий днем при хороших погодных условиях.
2-й класс — имеет определенное количество часов налета. Готов для выполнения заданий днем при плохих погодных условиях и ночью при хороших.
1-й класс — имеет определенное количество часов налета. Готов для выполнения заданий днем или ночью в любых погодных условиях.
лётчик-снайпер — пилот 1-го класса, который имеет повышенное количество часов налета. В его количество входит ряд отлично выполненных заданий.
Наименьший доход — 40 000 руб., наибольший — 350 000 руб. в месяц.
У испытателей тоже существуют суеверия - женщина на аэродроме - не жди ничего хорошего,ещё перед полетом они не фотографируются.
История авиации писана кровью. К примеру только за период проведения летных испытаний самолетов СУ-24 и СУ-24М погибло 10 летчиков и штурманов-испытателей Новосибирского авиационного завода. Причиной тому были, в основном, конструктивные недостатки.
Как итог,лётчик испытатель,это очень сложная и опасная,редкая профессия,на которую мало кто пойдёт,да и не всех ещё и возьмут!
Кстати есть очень хороший Российский многосерийный фильм про лётчиков испытателей: