Найти тему
Максим Мельников

Начало ереси монофизиства.

После того как Несторий был низложен, Константинопольской Церковью управлял Максимиан, затем Прокл, и после его смерти Флавиан. Епископ Флавиан в царствование Феодосия II младшего, спустя 17 лет после Ефесского Собора, созвал Собор в Константинополе, на котором присутствовало 30 епископов. На этом соборе Евсевий Фригийский сообщил, что архимандрит Евтихий, клирик константинопольской епархии, давно начал заблуждаться и мыслить об Искупителе и таинстве искупления отлично от апостолов и отцов никейцев.

Евтихий учил, что Христос не состоит из двух естеств, и что Он не воспринял от Девы человеческого тела односущественного нашим телам. Он хотел избегнуть несторианской крайности, то есть двух личностей во Христе, стремительно впал в противоположную ей бездну, приписав Господу Христу не только одну ипостась, но и одно естество.

Услышав учение Евтихия, Собор пришел в возмущение. Отцы Собора велели Евтихию самому излагать свое учение. Его убеждали сверить свое учение с Никейским символом, настаивали, чтобы он не отрицал того, что утвердила мудрость предков. Он остался непреклонен. Тогда его, презревшего спасительные увещания, отлучили от священнодействия таинств, лишили управления монастырем. Свои деяния собор заверил собственноручными подписями 30 епископов и 23 настоятелей монастырей.

Евтихий не смирился с таким исходом дел. Он решил употребить все силы и ухищрения, чтобы снять с себя обвинение. Влияние Евтихия заключалась в том, что он был духовным отцом первого министра Хрисафия, временщика, фактически управлявшего империей от имени Феодосия II . Евтихий впутал в свою интригу не только двор, но и своими туманными письмами усыпил внимание папы Льва Великого.

Евтихий стал рассылать письма, в которых указывал на свою невиновность. Через претория Августа добился от царя собрания нового собора под председательством Фалассия, епископа Кесарии Каппадокийской. На соборе были перечитаны прежние соборные постановления, обсуждены свидетельства, и каждое из них тщательно расследовано. Все прежние обвинения снова подтвердились.

Не добившись желаемого результата, Евтихий решил воспользоваться разногласием епископов. Он добился покровительства Диоскора Александрийского, явного недоброжелателя епископа Флавиана. «Диоскор является признанным самими монофизитами вождем монофизитства, излюбленным героем позднейших монофизитских легенд, изображающих его непобедимым борцом за веру и исповедником». Диоскор был архидьяконом святого Кирилла, а в последствии преемник его кафедры. Диоскор вместе с императором стал настаивать на созыве Вселенского Собора, чтобы «величайшая вражда и несогласие церквей уничтожены были высшим авторитетом Церкви». Флавиан не одобрял такой идеи. Но Феодосий, преданный в душе партии Диоскора, объявил о совании Вселенского Собора.