В целом есть три основных глобальных подхода к разработке веб-сайта:
1) Разработка внутри компании (силами владельца или менеджера)
Данный вариант мы рассматриваем, как непрофессиональный, позволяющий реализовать проект и произвести разработку веб-сайта с потенциально минимальными финансовыми затратами.
Как показывает практика, данный подход используется, если необходимо реализовать один из двух базовых вариантов веб-сайта:
- корпоративный веб-сайт («Визитка», «Одностраничник»)
- и реже интернет-магазин
Без какого-либо нестандартного функционала, зачастую с использованием конструкторов веб-сайтов.
Преимущества данного подхода:
- Экономия бюджета по сравнению с другими подходами (в большинстве случаев);
- Отсутствие дополнительных издержек на коммутацию с внешним подрядчиком (все обсуждения и согласования происходят внутри компании).
Недостатки данного подхода:
- Риск реализации проекта (по причине недостаточной компетенции);
- Потенциальная скорость запуска для нестандартных решений (если не удается реализовать все потребности базовыми инструментами конструктора либо недостаточная компетенция, при этом при достаточности инструментов реализации – возможен выигрыш в скорости разработки, но так как данный фактор не является прогнозируемым в большинстве случаев причисляем его к рискам).
2) Найм фрилансера
Под наймом фрилансера мы подразумеваем найм специалиста (или группы специалистов) для реализации вашего проекта напрямую, то есть коммуникация со стороны исполнителя выполняет технический специалист напрямую. Такой подход может использоваться при реализации проекта любой сложности.
Преимущества данного подхода:
- Экономия бюджета по сравнению с обращением в веб-студию;
- Потенциально более быстрые сроки выполнения (из-за отсутствия временных издержек бизнес-процессов студии);
- Общение напрямую со специалистом, получение оперативной технической поддержки.
Недостатки данного подхода:
- Риск нарваться на неквалифицированного специалиста, знаний которого будет недостаточно для реализации проекта;
- Риск нарваться на перекупщика или просто афериста (особенно это характерно для крупных площадок и фриланс-бирж);
- В виду отсутствия промежуточного звена в виде менеджера часто от Заказчика требуется определенный уровень технической подготовки и навыков общения с техническими специалистами.
- Нет гарантий. Работы могут проводиться без договора.
3) Обращение в веб-студию
Мы разделяем найм фрилансера и обращение в веб-студию, хотя по факту это так или иначе, привлечение внешних специалистов, из-за различия в системном подходе к разработке, в рамках веб-студии обычно реализуется следующая (или близкая к данной) схема организации бизнес-процесса:
То есть при первом контакте в стандартном случае, вы вероятнее всего будете общаться со специалистам по продажам, задача которого привлечь вас к сотрудничеству с компанией, далее при самой работе вы будете переключены на менеджера по работе с клиентами, который и будет осуществлять коммуникацию между вами и техническим специалистом, который будет реализовывать вашу задачу.
Здесь стоит отметить, каким образом происходит ценообразование внутри компаний, самым эффективным и распространенным способом – является оценка исходя из стоимости трудочаса специалиста (базой обычно является стоимость трудочаса технического специалиста (программиста, дизайнера и т.д.), к которому может прибавляться (или быть включенным) стоимость времени менеджера и прочие издержки).
Преимущества данного подхода:
- Большая уверенность в выполнении проекта;
- В большинстве случаев более высокое качество проекта;
- Наличие дополнительного звена в цепочке коммуникации в виде менеджера (актуально для людей, непривычных к общению с техническими специалистами, также оптимальным может быть привлечение к диалогу технических специалистов напрямую, что практикуется в некоторых веб-студиях).
Недостатки данного подхода:
- Самая высокая цена в большинстве случаев по отношению к другим вариантам, ценообразование может быть только косвенно связано с качеством услуг и зависеть от «раскрученности» веб-студии;
- Зачастую больший срок выполнения (обычно зависит от загрузки веб-студии).
Как показывает практика нашей работы, в виду технической сложности реализации функционала веб-сайтов, зачастую оптимальным вариантом является привлечение внешних специалистов. Если бизнес планирует развитие своего представительства в интернете на долгосрочной основе и готов инвестировать средства в этот процесс, то наиболее оптимальным и эффективным решением, на наш взгляд, будет обращение в веб-студию.