Продолжаю кропотливую работу по разрытию рок-архивов 60-х… Сегодня у нас, так сказать, в гостях, одна из самых знаменитых рок-групп Британии, исполняющих прогрессив-рок.
Сразу же оговорюсь: в основном я рассказываю о малоизвестных и подзабытых рок-группах той эпохи. Понятно, что меломаны-аксакалы о них знают: значит, у них есть возможность еще раз прикоснуться к этому миру. Ну, а неофиты пусть начинают с нуля. Пригодится.
Представьте, что вы сидите в приятной компании своих сверстников и заходит разговор о музыке. Народ что-то мурлычет о Хаски, Клаве Коко и Моргенштерне. И вдруг вы убиваете их наповал, когда небрежно, закинув ногу за ногу, заявляете, что являетесь давним поклонником рок-группы VAN DER GRAAF GENERATOR .
Представляю вытянутые и вдруг ставшие суперуважительными лица собеседников!
Так что подписывайтесь на мой канал ЮРИЙ КИСЛОВ, если вы этого еще не сделали. Обещаю, что не заскучаете – там много чего интересного.
А я сейчас именно о них, о VAN DER GRAAF GENERATOR … Группа организовалась в 1967 году. Это были студенты Манчестерского университета, престижного и знаменитого:
Они назвали себя так в честь прибора для получения статического электричества. Вот этого:
Видно, кто-то из них ибо завалил зачет по знанию этой машинки, либо наоборот – полюбил ее за способность извлекать искры.
Поначалу их было трое: Ник Пирн (орган), Питер Хэммил (вокал и гитара) и Крис Джадж Смит (понятное дело – барабаны и духовые). После выпуска первого сингла Пирна заменил Хью Бэнтон. Более того, команда развалилась, чтобы снова собраться в 1969 году.
В отношении причин развала есть несколько версий: у них украли аппаратуру, Хэммил единственный из тройки подписал контракт с лейблом и т.д.
Сразу разберемся с составами (те, кто знакомы с моими постами, знают, что текучка в отдельных рок-командах была порой сильнее, чем на ликеро-водочных заводах в советские времена)...
Текущий состав:
Питер Хэммил - вокал, гитара, фортепьяно (1967—1972, 1975—1978, 2005—наши дни)
Хью Бэнтон — орган, бас-педаль, бас-гитара (1968—1972, 1975—1976, 2005—наши дни)
Гай Эванс— ударные (1968—1972, 1975—1978, 2005—наши дни)
Бывшие участники (во текучка!):
Крис Джадж Смит — вокал, ударные, духовые (1967—1968)
Ник Пион — орган (1967—1968)
Кит Эллис — бас-гитара (1968—1969) †
Ник Поттер — бас-гитара (1969—1970, 1977—1978) †
Дэвид Джексон — саксофон, флейта (1969—1972, 1975—1977, 1978, 2005—2006)
Грам Смит — скрипка (1977—1978)
Чарльз Дикки — виолончель (1978)
Первый альбом группы «The Aerosol Grey Machine» (1969) задумывался как сольник Хэммила, но на гора вышел коллективный труд с ярко выраженными психоделическими нюансами, достойный уважения и изданный на территории США.
Второй альбом называется «The Least We Can Do is Wave to Each Other» (1970). Группа усилилась духовыми инструментами, и, как следствие, почитатели команды услышали джазовые мотивы, вперемешку с классическими. Народ альбом оценил положительно.
Следующим был лонгплей «H to He . Who Am the Only One», причем во время студийных записей группу покинул бас-гитарист Поттер, и органист Бэттон с помощью педалей и клавиш заменил его. Там , в композиции «The Emperor in His War-Room». На гитаре играет Роберт Фрипп из KING CRIMSON . Так, зашел на огонёк…
А затем, в 1971 году мир услышал самый знаменитый альбом VAN DER GRAAF GENERATOR под названием «Pawn Hearts». Там всего лишь три длинных композиции, но какие! Отчего-то он получил бешеную популярность в Италии (12 недель на вершине хит-парада!) Я с итальянцами согласен. Настоящий клад для тех, кто любит и понимает прогрессив-рок.
С 1970 по 1972 год команда активно гастролировала, а затем разошлась по разным проектам, вновь объединившись в 1975 году. Последовало еще три альбома, более целостных и зрелых, как отмечают критики. Они записали их за год!
Затем было еще несколько альбомов: в 1978 году они распались окончательно.
Далее и до нашего времени они участвуют в самых разных проектах (у одного Хэммила около тридцати сольных альбомов!). Но счастливые и плодотворные семидесятые годы остались позади.
Житель интернета АУДИОМАНЬЯК ЗУРГ пишет:
Van der Graaf Generator одними из первых сознательно отошли от сложившихся к концу 60-х годов представлений о том, как должна выглядеть рок-группа, перевернув все с ног на голову. Они не так звучали, не то играли, не использовали мелодико-ритмические рок-формулы, не стремились ублажить слушателя. Да и рок-н-рольного вообще у них было мало. Взять хотя бы уже упоминавшийся «золотой состав» - вокал, орган, духовые и ударные. С точки зрения нормальной рок-группы это выглядело абсолютным нонсенсом.
Их саунд совершенно не похож на звучание традиционного рок-квартета. Роль электрогитары у Генераторов снижена до минимума, а место виртуозно солирующего инструмента занимает секция духовых, прежде всего саксофонов. Басовые партии нередко исполнялись клавишником при помощи органной ножной клавиатуры!
Что же касается саксофонов – злые, режущие, колючие, царапающие, ревущие, стонущие. Нередко к ним присоединялись флейты с их блеклыми, тусклыми и хрупкими тембрами. Дэвид Джэксон извращался со своими саксофонами как мог: он «электрифицировал» их, интенсивно использовал различные искажающие звук примочки, играл на двух саксофонах сразу, выдувая из них целые сонмы звуков: пел, хрипел, дудел за пределами громкости и обычного диапазона.
Отличная рецензия! Лично я оцениваю эту команду почти так же. И восхищаюсь ими, когда выпадет время и рука потянется к ИХ МУЗЫКЕ.
ДИСКОГРАФИЯ:
The Aerosol Grey Machine (1969)
The Least We Can Do is Wave to Each Other (1970)
H to He, Who Am the Only One (1970)
Pawn Hearts(1971)
Godbluff (1975)
Still Life (1976)
World Record (1976)
The Quiet Zone/The Pleasure Dome (1977) ( как Van der Graaf)
Present (2005)
Trisector(2008)
A Grounding in Numbers (2011)
ALT (2012)
Do Not Disturb(2016)
На сегодня всё, друзья! Жду ваших мнений, лайков, оценок, возражений и критики. С уважением