- Я не хочу играть, я хочу здесь покататься ещё на качели и чтоб ты мне сказку рассказала! - Кричит Тёма.
- Тёмушка, на улице холодно. Нужно побегать, согреться. Поэтому сейчас поиграем в Драконов, а потом ещё покатаемся. Ладно? - говорю я.
- Нет! Не хочу! - хмурит брови 4-х летний Тёма.
- Ну, и ладно. Говорит 6 летняя Алиса. А мы пойдём играть. А ты если хочешь оставайся здесь.
- Нет! Вы не пойдёте! - кричит Тёма.
Моя задача - подготовить деток к школе - эмоционально. В том числе и научить их правильно общаться и ладить с людьми.
Я пробую "активное слушание"-рассказываю, что он чувствует:
- Ты сердишься, потому что хочешь ещё покататься. ..
-Да!
- А мы с Алисой хотим побегать, согреться и поиграть в Драконов. Что же делать?... Может побегаем, поиграем а потом опять вернёмся на качели и я расскажу тебе сказку? Согласен?
- Тёма, если хочешь пойдём с нами! - говорит Алиса.
И мы потихонечку уходим.
- Нет! - кричит Тёма, не уходите.
- Каждый сам решает - за себя! - отвечает ему Алиса.
И вдруг Тёма хватает лопатку и с грозным видом подходит ко мне.
И потом он медленно замахивается и стукает меня по ноге...
Не слишком сильно - явно соизмеряя свои силы. Явно пробует - а можно ли вот так настоять на своём? Можно ли так воздействовать на Мир?
- Мне сейчас больно, неприятно и обидно. - Тут же реагирую я.
Посылаю "Я сообщение" и описываю свои чувства, никак не ругая ребёнка.
- Так делать никогда нельзя! И теперь у меня нет вообще никакого желания рассказывать тебе сказку.
- Я обиделся и я с вами не играю! - грозно крикнул Тёма и убежал обдумывать создавшуюся ситуацию....
А мы начинаем играть с Алисой - я дракон - она принцесса, я её догоняю.
Тёма, видимо, ждал, когда мы станем просить его присоединиться, выглядывал. Но проступок был, действительно, серьёзный. Поэтому я не обращала внимания. Нужно, чтоб он хорошенько осознал...
Потом мы пошли на качели.
Я рассказала Алисе сказку - от том , как она попала в сказочную страну - в гости к Эльзе...
Он прибежал.
- И мне! Расскажи мне сказку!
- Сегодня не смогу... Меня стукнули лопатой и теперь сказка не хочет придумываться... Покатать могу тебя. Хочешь?
-Нет!
Тёма расплакался. Но когда я пришла на следующее наше занятие - он первым вышел меня встречать - как ни в чем не бывало. И ведёт теперь себя очень аккуратно с окружающими...
Я обдумывала эту ситуацию дома.
Как ещё можно было поступить?
Пожалуй, можно было "предупредить" Тёму - в момент, когда он только подходил с лопаткой ко мне и стало видно его намерение ударить? Сказать: "Тёма, ты уверен, что хочешь обидеть меня?"
Возможно, он бы осознал и передумал?
В то же время - он привык ударять и сестру и маму ... Поэтому, возможно, этот - более глубокий урок - пошёл ему на пользу. И мы с ним сделали ещё один шаг на пути развития эмоционального интеллекта. Ведь теперь он реже применяет физическое воздействие к Алисе и к маме.