Найти в Дзене

Мне было обидно и неприятно

Оглавление

- Я не хочу играть, я хочу здесь покататься ещё на качели и чтоб ты мне сказку рассказала! - Кричит Тёма.

- Тёмушка, на улице холодно. Нужно побегать, согреться. Поэтому сейчас поиграем в Драконов, а потом ещё покатаемся. Ладно? - говорю я.

- Нет! Не хочу! - хмурит брови 4-х летний Тёма.

- Ну, и ладно. Говорит 6 летняя Алиса. А мы пойдём играть. А ты если хочешь оставайся здесь.

- Нет! Вы не пойдёте! - кричит Тёма.

Моя задача - подготовить деток к школе - эмоционально. В том числе и научить их правильно общаться и ладить с людьми.

Я пробую "активное слушание"-рассказываю, что он чувствует:

- Ты сердишься, потому что хочешь ещё покататься. ..

-Да!

- А мы с Алисой хотим побегать, согреться и поиграть в Драконов. Что же делать?... Может побегаем, поиграем а потом опять вернёмся на качели и я расскажу тебе сказку? Согласен?

- Тёма, если хочешь пойдём с нами! - говорит Алиса.

И мы потихонечку уходим.

Вот на таких качелях зимой можно кататься совсем недолго
Вот на таких качелях зимой можно кататься совсем недолго

- Нет! - кричит Тёма, не уходите.

- Каждый сам решает - за себя! - отвечает ему Алиса.

И вдруг Тёма хватает лопатку и с грозным видом подходит ко мне.

-2

И потом он медленно замахивается и стукает меня по ноге...

Не слишком сильно - явно соизмеряя свои силы. Явно пробует - а можно ли вот так настоять на своём? Можно ли так воздействовать на Мир?

- Мне сейчас больно, неприятно и обидно. - Тут же реагирую я.

Посылаю "Я сообщение" и описываю свои чувства, никак не ругая ребёнка.

- Так делать никогда нельзя! И теперь у меня нет вообще никакого желания рассказывать тебе сказку.

- Я обиделся и я с вами не играю! - грозно крикнул Тёма и убежал обдумывать создавшуюся ситуацию....

А мы начинаем играть с Алисой - я дракон - она принцесса, я её догоняю.

Тёма, видимо, ждал, когда мы станем просить его присоединиться, выглядывал. Но проступок был, действительно, серьёзный. Поэтому я не обращала внимания. Нужно, чтоб он хорошенько осознал...

Потом мы пошли на качели.

Я рассказала Алисе сказку - от том , как она попала в сказочную страну - в гости к Эльзе...

Он прибежал.

- И мне! Расскажи мне сказку!

- Сегодня не смогу... Меня стукнули лопатой и теперь сказка не хочет придумываться... Покатать могу тебя. Хочешь?

-Нет!

Тёма расплакался. Но когда я пришла на следующее наше занятие - он первым вышел меня встречать - как ни в чем не бывало. И ведёт теперь себя очень аккуратно с окружающими...

Я обдумывала эту ситуацию дома.

Как ещё можно было поступить?

Пожалуй, можно было "предупредить" Тёму - в момент, когда он только подходил с лопаткой ко мне и стало видно его намерение ударить? Сказать: "Тёма, ты уверен, что хочешь обидеть меня?"

Возможно, он бы осознал и передумал?

В то же время - он привык ударять и сестру и маму ... Поэтому, возможно, этот - более глубокий урок - пошёл ему на пользу. И мы с ним сделали ещё один шаг на пути развития эмоционального интеллекта. Ведь теперь он реже применяет физическое воздействие к Алисе и к маме.

Как бы поступили вы в этой ситуации?