Найти тему
Cinema Ripper

Nicholas Ray. От «Они живут по ночам» до «Влажных снов»

В одном из своих постов я уже как то сравнивал Рэя и Эндфилда . Странное дело, не могу отделаться от мысли что у двух совершенно разных по характеру людей творческая карьера сложилась поразительно похоже, как будто их направляла одна и та же  руководящая сила.

-2

Первый режиссерский опыт Рэя относится к 1947 году, активная деятельность чувака, сначала на ниве агитации и пропаганды во время войны, а потом в бродвейской тусовке, дала свои плоды. Ему доверили снять настоящий нуар на одной из самых странных голливудских студий.

RKO Radio Pictures отличалась весьма рискованной политикой в производстве картин, склонной к экспериментам («Гражданин Кейн» это их проект) с максимально либеральным материалом. Правда в последнее время дела компании шли не важно и они цеплялись за любую соломинку с обреченностью утопающего.

-3

Права на экранизацию романа Эдварда Андерсона «Воры как мы» были куплены еще в 1941 году, но коммерческих перспектив в ее реализации в коридорах RKO не видели, единственным оптимистом в этом вопросе был авторитетный продюсер Джон Хаусман, он как будто нюхом чуял что это коронная тема для Николаса Рэя.

Рэй не упустил своего шанса, он вцепился в проект как клещ в собаку и постарался придать ему как можно больше своего собственного видения, начиная с кастинга и заканчивая оригинальными находками в съемках, монтаже и звукозаписи. Рэй как будто старался переплюнуть Орсона Уэллса и при этом обозначить круг «своих» тем.

-4

А главной темой, которую Рэй продолжил копать буквально в каждом своем последующем фильме, с упорством маньяка, была «трагическая судьба молодого человека в обществе агрессивно настроенных обывателей». Возможно Рэй видел в этом «молодом человеке» собственное альтер-эго, а может его просто привлекали молодые люди, говорят что среди актерского коллектива «Бунтаря без идеала» один Денис Хоппер не побывал в приватном кастинге режа.

Теперь о сути сей басни. Басня рассказывает о некоем Артуре невинно осужденном кровавой американской гебней на семь лет без права переписки в американском гулаге. Двое американских урок уговаривают парнишку совершить побег, а потом еще и втягивают в ограбление банка. Артур однако желает смыться со своей подружкой, но погружение в сансару велико и шансов уйти от полиции и подельников становится все меньше.

-5

Сюжет конечно прост как три блатных аккорда и перегружен бесконечными монологами и нудными диалогами. Однако в дальнейшем тему поддержали в бесчисленных «бонни-клайдовских» опусах. «Они живут по ночам» признали знаковым, новаторским, Годар, Трюффо и Скорсезе пысали кипятком от одного имени Николаса, а целый кагал американских кинодеятелей выстроился в очередь, посотрудничать с новым гением либерально-социального сегмента.

-6

Но это все было потом, а пока RKO Radio Pictures окончательно сдулись, были поглощены Говардом Хьюзом, который положил фильм на полку на два года. В 1949 году «They Live by Night» все же попали в ограниченный прокат и вызвали много положительных рецензий, кассовые потери прядка полумиллиона и окончательные похороны RKO.

-7

Николас Рэй нещадно эксплуатировал тему «бунтаря-инфантила» около десяти лет, в начале 60х, уже будучи плотно сидящим на веществах, таки попытался перейти на крупнобюджетную эпику, однако его последняя эпопея «55 дней в Пекине» провалилась со страшным треском и Нику сразу вспомнили все его закидоны. Чувак обиделся и хлопнул дверью, хорошо хоть старый друг Данька Хоппер (тот самый у которого Ник увел Натали Вуд на «Бунтаре») помог ему устроится преподавать. Хотя конечно подпускать укурка и раздолбая к студентам было верхом беспечности.

В 70х, основательно потрепанный Рэй стал подолгу пропадать в Европе, где еще по старой памяти его принимали как живого классика. В 1971 он со своими студентами снял автобиографический «Мы не можем пойти домой снова», в котором шокировал зрителей сценами курения канабиса вместе с учащимися. А в 1974 поучаствовал в экспериментальном проекте «Мокрые сны» «Wet Dreams».

В 1979 Николас Рэй умер от онкологии, но похоже творческая кончина произошла после появления «Wet Dreams». «Мокрые сны» это такой альманах короткометражек порно-эротического содержания, состоящий из 13 довольно андерграундных роликов, снятых какими-то рандомными дядьками.

Название фильм взял от одноименного фестиваля в Амстердаме, организатор оного Джим Хейнс, собственно и выступил основным идеологом проекта. Из десяти режиссеров подписавшихся на авантюру, свадебными генералами выступили Рэй и Макавеев, остальные видимо отбирались по принципу «третьим будешь».
Соответственно сами фильмы производят впечатление дикого например трэша, объединенного даже не столько темой «сисег-писег», сколько степенью маразма создателей.

Тут вам и стилизация под «великого немого», уровня немецкого порно, от которого Чаплин наверняка накручивает обороты. Тут вам крупные планы всевозможных перверсий, которые разумно было бы озаглавить «зоопедонекрофилия».

Еще можно лицезреть сюжет о некоем ковбое-туристе и его печальном конце, а именно умерщвление его двумя европейками, посредством сексуального насилия в особо циничной форме. Собственно изрядно постаревший Николас отметился совершенно не в тему снятым сюжетом о студентах, в котором он только и запомнился скачущим на швабре.

Видимо за недостатком материала, в качестве роликов вставлены некие сюрреалистически-эротические произведения живописи, просто анимированные картинки совершенно туалетного направления, а так же боди-арт из группы товарищей, составляющих американский флаг.

Все это вместе производит впечатление случайно надерганных по сусекам лоскутков, сшитых белыми нитками, лично мне даже каналы Рен ТВ и СТС после такой порнухи показались верхом логики и вкуса.

-8

В последнем фильме Николас Рэй снялся уже в качестве пепла, а снимал его Вим Вендерс в 1979 году, называется он «Lightning Over Water» «Молния над водой».