Найти тему

Сбивают с толку. Зачем в московском метро станции с одинаковыми названиями?

"Найди меня, если сможешь" - так можно было бы назвать фильм про туристов, пытающихся договориться о встрече на станциях "Арбатская" или "Смоленская". Впрочем, названия-дубли порой ставят в тупик не только гостей, но и жителей столицы.

Когда дублируются названия пересадочных станций, это вполне объяснимо, и для многих пассажиров такой вариант даже удобнее. Но вот когда станции с одинаковыми названиями находятся на разных ветках, нетрудно и запутаться. "Арбатские" и "Смоленские", конечно, расположены по соседству друг с другом, но переходов между ними нет, что нередко порождает сложности.

Когда появились дубли?

С исторической точки зрения больше прав на свои названия имеют "Арбатская" и "Смоленская" нынешней Филевской линии, так как они открылись раньше своих тезок с синей ветки - в 1935 году в составе первой очереди метрополитена.

Кстати, проектное название "Смоленской" было "Смоленская площадь". Два вестибюля, открытые вместе со станцией, не сохранились. Южный находился на внутреннем бульваре Смоленской площади и уже в 1937 году был снесен при расширении Садового кольца. Отдельно стоящий западный вестибюль в середине 1950-х тоже не уцелел: его заменили за современный, встроенный в жилой дом.
Станция "Смоленская" Филевской линии (южный вестибюль 1935-1937), фото с сайта https://pastvu.com
Станция "Смоленская" Филевской линии (южный вестибюль 1935-1937), фото с сайта https://pastvu.com

В начале Великой Отечественной войны в тоннель между станциями попала бомба. В том числе из-за этого, а также потому, что #метро стали рассматривать как бомбоубежище в случае ядерной войны, линию мелкого заложения решили продублировать тоннелем глубокого заложения.

Станция "Арбатская", фото с сайта https://pastvu.com
Станция "Арбатская", фото с сайта https://pastvu.com

В начале 1950-х построили "Арбатскую", "Смоленскую" и "Киевскую" Арбатско-Покровской линии. А станции голубой ветки на пять лет закрыли (сначала планировалось, что навсегда). В 1958 году участок "Александровский сад" - "Киевская" вновь заработал, но это была уже Филёвская ветка.

Станция "Смоленская" первой очереди (1935) Фото с сайта https://pastvu.com
Станция "Смоленская" первой очереди (1935) Фото с сайта https://pastvu.com

Переименовать нельзя оставить

Еще 20 лет назад одну из "Смоленских" предлагали сделать "Новинской" - по имени соседнего Новинского бульвара, но идею тогда не поддержали. В 2015 году на портале "Активный гражданин" прошло голосование за переименование "Арбатской" и "Смоленской", которое длилось почти год. Но, как видим, станции в итоге сохранили свои исторические имена.

А вы как считаете: лучше оставить нынешние названия или переименовать "дубли"? Вы когда-нибудь путались в этих названиях?

Станция московского метро, которая несколько раз могла уйти под воду

МКАД - 60 лет: история и будущее кольцевой

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц