Найти в Дзене
Нисаныч

Одесские рассказы

Когда Леонид Кучма на своем заводе вместо ракет сделал троллейбус,многие обрадовались.Но как только первые украинские ЮМЗ Т1 попали к нам в депо аплодисментов не было.Водители,которым предлагали пересесть на новую машину,не спешили соглашаться.И даже грозились увольнением-не хотели переучиваться.Из ветеранов не нашлось желающих.Тогда предложили мне,отработавшему полтора года.Под эту марку пришлось сдать на второй класс,машина-то сочлененная т.е. гармошка.Два двигателя по 115 Кв.-сила.

На таком я работал
На таком я работал

В обоих троллейбусных депо было несколько категорий водителей.Самый массовый класс-посменные.Обычно за одной машиной закрепляются два водителя и меняясь сменами пашут,пока кто-то не уволится не справившись с жестким графиком движения.Бывал в разных городах союза и удивлялся как там ездят рогатые.Как на волах.В Одессе троллейбусники проработавшие хотя-бы год,будут спать на линии в Питере,Москве,Риге,Киеве,Новосибирске,Барнауле и в Усть-Каменогорске.В Воронеже наверное уже нет этого транспорта...

Другая категория водителей-ветераны.У них у каждого своя машина и работают они по щадящему графику.Почти как захотят.Обычно это с шести-восьми часов и до пятнадцати.Машину никому не дают.Третья категория это мамочки.Обычно матери-одиночки.Их график-4 часа утром и 4 вечером.В часы пик.Разорванный график но им нравилось.У этих тоже своя машина с рюшечками и ковриками на панели.Эти женщины,как и посменно работающие,просыпаются за полтора часа до работы-навести марафет.Замуж хотят,что маловероятно.

Или так
Или так

Подобрал я себе молодого напарника и нам дали несколько дней на освоение техники.Управление движением отличалось только камазовскими тормозами с энергоаккумуляторами.Я на конечной часто ручной кран сброшу и на ходу выскакивал.А сарай плавно останавливался через 2 метра...Отличался он от ЗиУ-9 компоновкой электро начинки,отчего плевались слесаря.Ведь вся линия обслуживания совсем не подходила к этой машине.Они говорили,сложная как ракета.В старом контакторы,переключающие мощность двигателя,находились в кабине.Там-же почти вся остальная электрика.А в новом как в междугородних автобусах.По бокам люки откидные и на салазках выдвижные шасси с кучей уже электронных компонентов.В кабине конечно не было этого хлопания огромных контакторов.И еще баластные сопротивления в ЗиУ постоянно обдуваются,и поэтому все время гудит под троллейбусом.В этом они на крыше и охлаждаются потоком набегающего воздуха.Слесаря боялись что будут перегреваться но нет,с этим проблем не было.

Щелкунчики,но в моих машинах не такие стояли
Щелкунчики,но в моих машинах не такие стояли

Эти слесаря и испортили мне тачку.Может нарочно?Еду я значит себе спокойно по десятому маршруту и у Политеха слышу пассажиры бузят.Выхожу в салон а они жалуются на шум в прицепе.Иду назад а там стоит грохот под полом.Я бегом в кабину,выключил компрессор и давай выгонять одесситов,что не просто,что-бы бегом в депо.Пока тормоза не зажались.Еще и двери воздухом открываются-закрываются.В общем кое-как выгнал их и мимо всех остановок с кричащим народом-в депо.Можно было из автомата звякнуть диспетчеру чтоб отбуксировали.Но это был последний рейс на Пересыпь.Думаю пока дождешься буксира и с воздухом что-бы был...Где можно тормозил электротормозом.Короче,развернувшись на ж\д вокзале я смог до Юго-Западного доехать.Зажимать тормоза стало уже в депо у въезда в боксы.Записал в бортовой журнал заявку и домой.

Компрессор под полом прицепа
Компрессор под полом прицепа

На следующий день прихожу а мне другую машину диспетчер дает.Наверное не починили.После смены специально в депо зашел,благо не далеко от общаги.Оказалось какой-то нехороший редиска слесарь не закрутил на место щуп.Который так-же пробка заливная.Видел я этот компрессор.Рука не вылезла потому что поршень оторвался вверху и шатун колошматил внутри цилиндра.А второй шатун вырвал бугель и тоже вверху застрял.Масло выбросило и усё.Компрессора не нашлось и мне поставили со старого троллейбуса обычный зиловский.Он не справлялся с работой на этой машине и до конца моей трудовой биографии в ОТТУ,мучились с этим компрессором слесаря и мы-водители.А так машина была хорошая,кабина отдельно от салона со своей дверью.Летом откроешь и вентиляция.По началу народ ломился в эту дверь,потом смущаясь извинялись.Я цепочку приладил через время...

Предыдущая статья о троллейбусе;

https://zen.yandex.ru/media/id/5d3e12ab06cc4600ae85f633/odessanochbandity-601d5c8ff2a56f0eaa2b882a?from=editor