Найти тему
ИндиЯ

Ангаламан фестиваль: для сильных духом

Я ни разу не встречала человека, на которого Индия не произвела бы очень сильного впечатления, неважно, хорошего или плохого. Точно такая же история и с Ангаламан фестивалем. Уверена, что он не оставит никого равнодушным. У кого-то моя история вызовет желание поехать в Индию и увидеть всё своими глазами, а другим, наоборот, отобьёт охоту. Предлагаю вам мой репортаж с места событий.

Ангаламан фестиваль проводится на следующий день после широко празднуемого по всей Индии Маха Шиваратри – чествования бога Шивы, о котором я напишу отдельно. Ангаламан же назван в честь одноимённого воплощения жены Шивы. Иначе Ангаламан известна как Кали – богиня смерти и разрушения в индуизме. И чтобы умилостивить яростную богиню, её почитатели не обходятся без крови. Что интересно, на севере Индии даже не все знают о существовании такого фестиваля. Проводится он преимущественно в южных штатах, в частности, мне посчастливилось попасть на это событие в штате Тамил Наду. Дата проведения фестиваля плавающая, потому что у индуистов практически все религиозные праздники привязаны к лунному календарю. Если вы решите поехать на Ангаламан, заранее нужно будет выяснить, когда он будет проводиться на этот раз. Чаще всего он выпадает на вторую половину февраля – начало марта.

Красной стрелкой показано примерное расположение городка Каверипатинам, места проведения фестиваля
Красной стрелкой показано примерное расположение городка Каверипатинам, места проведения фестиваля

Попасть в Кришнагири, где мы остановились в гестхаусе, было отдельным приключением. Проведя в дороге почти сутки, и добравшись до пункта назначения около трёх-четырёх часов утра, мы заселились в гестхаус и, немного поспав, поехали смотреть на праздник, который проходит в соседнем городке Каверипатинам.

Мероприятие в Каверипатинам мало отличается от Шиваратри по количеству индусов, желающих принять участие в чествовании богини, и мы ехали в битком набитом автобусе, где двери едва закрывались, а индийцы гроздьями с них свисали. Я всё удивлялась, какие они цепкие и не вываливаются на поворотах! Чтобы выйти на нужной нам остановке, пришлось постараться. Водитель высадил нас в странном месте, ничуть не похожем на город: по обеим сторонам дороги какие-то лавчонки, закусочные лачужного вида. Кроме лавочек мы обнаружили вокруг себя множество местных, желающих, как и мы, увидеть, а то и поучаствовать во всех «прелестях» фестиваля. Недолго думая, мы решили следовать за потоком индийцев, направлявшихся по мосту над почти пересохшей рекой, в сторону улицы, окружённой домами, чуть более напоминавшими городские. Типичная индийская улица – узкая с малоэтажными зданиями, в первых этажах которых непременно расположен магазин, аптека, заведение общепита, или нечто иное, способное приносить доход. Но, по случаю праздника многие магазины и кафе организовали бесплатную раздачу питьевой воды и разных яств. Это довольно распространенная традиция в индуизме. Очень приятная традиция. Хотя, забегая вперед, скажу, что не у всех сохранится аппетит попробовать угощения после увиденного фестивального «экшена».

Этого самого «экшена» нам не пришлось долго ждать. Уже переходя мост, мы увидели НЕЧТО. Основной поток зрителей шёл по обе стороны дороги, а середину её оставляли свободной. И тут мы поняли почему. По этой самой дороге шли люди с огромными «шампурами» - трезубцами бога Шивы, торчащими из их щёк. «Шампуры» достигали нескольких метров в длину, а у кого-то превышали и десять метров. Представьте себе картину: человек идёт полубоком, держа двумя руками громадную пику, чтобы она не порвала его щёки окончательно, а спереди и сзади от него идёт группа поддержки, несущая концы этой пики. Когда наблюдаешь такое, сразу понимаешь насколько серьёзная богиня Кали, шутки с ней плохи. У этих людей с железным самообладанием есть определённый маршрут, по которому они должны пронести свои пики.

Видели мы не только мужчин, но и женщин с проткнутыми щеками. Женщин было меньше, и, как правило, пики, которые они несли, были поскромнее.

Кто-то жертвовал целостностью щёк, а кто-то терзал свои спины. Люди цепляли крючья к коже на лопатках и тащили-катили за собой по улице моторикши. Зрелище не менее впечатляющее, чем «ходячие шашлыки».

Вдоволь насмотревшись «религиозных ужасов», мы углубились в узкие улицы, и дошли до храма. Место там достаточно странное, не похожее на остальные храмы, а скорее, напоминающее микрорайон с маленькими домиками, двориками и переулками. Здесь уж совсем сложно быть на расстоянии и абстрагироваться от происходящего вокруг. Так, мы стали свидетелями «изгнания бесов», когда шли по одной из улочек. Буквально в паре метров от нас парню втыкали в щёки тот самый «шампур», который он потом должен был нести по маршруту. Пика была не очень длинная, но как же этот бедолага извивался и кричал! Когда мы спросили что происходит, нам ответили, что из него бесы исходят. Да уж… Я думаю, из кого угодно бы полезли и бесы, и чудовища, начни ему протыкать плоть толстым железным острием. Для меня, это был, пожалуй, самый эмоциональный момент фестиваля. Очень жаль было того парня. Но я предполагаю, он был рад почистить карму, хоть и так жёстко.

Человек с железными нервами
Человек с железными нервами

Читая всё это, можно подумать, что там царит мрачная атмосфера крови и самоистязаний. Отнюдь. Индийцы были бы не индийцы без танцев, громкой музыки и песен. По такому рецепту получается какой-то совершенно сумасшедший и яркий микс. Во дворе перед храмом стояла разукрашенная цветами и гирляндами божественная колесница, которую верующие закидывали рисом. Это было совершенно безобидным ритуалом, традиционным для индуизма. Впрочем, как и шествие с танцами по улице под громкую музыку и барабанный бой.

Народ закидывает рисом праздничную колесницу
Народ закидывает рисом праздничную колесницу

После того, как мы наблюдали «изгнание дьявола», мы попали в зал, где происходило массовое прокалывание щёк. Не такими длинными пиками, не так эффектно, зато практично: вставил себе в щёку небольшую шпажку и пошёл дальше с чувством выполненного перед богиней долга. Здесь уже женщин было гораздо больше и даже детей с маленькими трезубцами Шивы, торчащими из щёк, я тоже видела. Дело было поставлено на поток. Подходишь, мажешь щеку, даже не щеку, а место сбоку от губы, белым кремом-антисептиком, и вуаля! У тебя уже торчит изящная шпажка. Честно говоря, мы не рискнули попробовать.

Хочешь очиститься от грехов – терпи!
Хочешь очиститься от грехов – терпи!

Несмотря на нежелание приносить богине кровавую жертву, самое живое и непосредственное участие в событиях фестиваля я все же приняла. Бродя между домами-двориками, мы наткнулись на двор, где мужчин, парней и мальчиков гримировали и наряжали в богиню Кали. Женщины также перевоплощались в богинь, но, и в этом деле мужчины составляли большинство. И, чтобы хоть немного сгладить этот перевес, я немедленно подбежала к одному из мастеров божественного мейкапа, и попросила изобразить из меня богиню. Старичок согласился. Долго он вбивал-втирал в мою кожу ядовито-розовую краску. Процесс был весёлый, но у меня закрадывались сомнения в последующей возможности смыть эту химическую красоту. Когда работа была завершена, все присутствующие дружно окрестили меня Pink Kaali (розовая Кали). Хотя традиционно богиня изображается с синей или чёрной кожей. Ведь в переводе с санскрита Кали как раз означает «чёрная». За свою работу мастер хотел получить вознаграждение, но бывший со мной индийский друг сказал, что не нужно давать ему денег, а лучшее вознаграждение – это хорошая карма. Я не стала спорить. Индийцам, верно, видней.

Расплатиться за макияж мне всё же пришлось ещё большим вниманием к моей «божественной персоне» со стороны местного населения. Мой друг Пракаш по этому поводу слегка нервничал. И надо сказать, не без оснований. Во время фестиваля некоторые индийцы разгорячаются не только от происходящего вокруг, но и от изрядно выпитого алкоголя. Поэтому совет такой – как можно неприметнее одевайтесь, если не хотите повышенного к себе внимания.

Кульминацией терпения, стойкости и старания угодить богине, я считаю, было нашивание лаймов на оголённые мужские торсы. Только представьте: полностью спина, руки, грудь, живот обшиваются лаймами. Женщин-участниц в этой процедуре вовсе не было замечено.

«Швейное производство»
«Швейное производство»

Ещё интересно, что не только женщин было меньше на фестивале. Может, из-за удаленности Каверипатинама от «туристских троп», кроме себя и двоих французов, я иностранцев там больше не заметила. И это, в какой-то степени, плюс. Нет туристов – нет «туристических» цен, местные жители относятся по-другому.

Такое было наше знакомство с Ангаламаном. Но и это ещё не всё. По ходу фестиваля от людей мы узнали, что где-то на кладбище в этот день богиня, а точнее те, кто её изображают, будут выкапывать трупы и обгладывать кости. Мы решили пойти ва-банк! Доехав на рикше до нашего гестхауса и, как ни странно, легко отмыв с лица свою «божественность», дальше я с моими попутчиками-французами и другом-индийцем отправилась на кладбище.

Здесь нас ждало полное разочарование. Кости уже выкопали-обглодали, а мы нашли там только кучку золы, да куриную голову, о которой нам было сказано, что курице живой оторвали голову и пили её кровь. Как же иначе порадовать богиню смерти?! После этого я перестала жалеть, что мы опоздали на такое «шоу».

С точки зрения экзотичности и необычности, Ангаламан фестиваль уверенно лидирует по сравнению со всем, что я видела в Индии, да и не только в Индии. Пожалуй, это самое «крышесносное» мероприятие, виденное мной за всю жизнь. Так что, путешественники, жаждущие чего-то неординарного, советую вам заглянуть в Каверипатинам.

Спасибо за прочтение. Если у вас появились вопросы, с удовольствием на них отвечу. Буду благодарна за лайки и комментарии.

#Индия #индия в моментах #индия как она есть #путешествие в индию #индийская культура