Оставим в покое думских либералов, яростно клевавших российское самодержавие справа, и обратимся к политическим силам действовавшим на левом фланге антиправительственного движения и сыгравшим в революции решающую роль.
К сожалению до сих пор почти полной загадкой для историков остается общественное мировоззрение и идеология самого многочисленного класса русского общества начала XX века.
Я имею в виду русское крестьянство, составлявшее 85% всего населения Российской империи. А ведь именно политические взгляды крестьянства в конечном счете определили характер и итоги двух русских революций. И именно непонимание экономических, политических и нравственных идеалов крестьянства и привело к краху российское либеральное движение.
Продолжение статьи "Как бескровно и наверняка развалить идеократическое государство?"
После реформы 1861 года русское крестьянство оказалось в тяжелом экономическом положении. Как это ни парадоксально звучит, но до реформы 1861 года русское крестьянство не знало массового голода. Особенно тяжелым был голод 1891-1893 годов, когда это бедствие охватило сразу несколько губерний.
Главной причиной голода было экономическое давление на крестьянство развивающихся капиталистических отношений а также малоземелье, как следствие проведенной в пользу помещиков "крестьянской реформы".
В результате в развития капитализма с царской Россией произошло то, что происходит с более отсталыми странами, вступившими на путь капиталистического развития. Давление иностранного капитала ведущих капиталистических держав постепенно превратило экономику России в сырьевой придаток мировой экономики.
На французских, английских и бельгийских кредитах царская администрация и русские купцы и промышленники выстроили экономику, ориентированную на поставки на мировой рынок, если ни просто сырья, такого как, например, лес, уголь или зерно, то главным образом изделий, требующих дальнейшей тонкой технологической обработки в Европе.
В России, например, почти совершенно отсутствовало станкостроение, тяжелое и среднее машиностроение. Единственное исключение было сделано для военной промышленности - русское крестьянство готовили в качестве "мяса для пушек" в предстоящей мировой войне.
Это явление, кстати, не могли еще предвидеть классики марксизма, наблюдавшие становление капитализма в основном на примере ведущих европейских стран. На влияние мировой капиталистической системы на экономики развивающихся стран стали обращать внимание значительно позже, только в XX веке.
Угнетенное состояние российской экономики тяжелым бременем ложилось и на русское крестьянство. Русские крестьяне под давлением царского правительство (выкупные платежи и налоги), торгового капитала и банков, дававших кредиты, было фактически вынуждено работать "под заказ". "Сами сидите без хлеба, но продавайте весь выращенный хлеб за границу!" - так диктовал свою волю крестьянам капиталистический рынок.
В европейской России в 1913 году жило 125,7 млн человек (в 1897 году 94,2 млн человек). Около 106 млн из них были крестьянами.
Крестьяне, то есть абсолютное большинство населения, владели только 30% сельскохозяйственных земель. Средний крестьянский надел составлял 9 десятин, при том, что для более или менее сытого существования требовалось не менее 4 десятин на одного человека. При многодетности крестьянских семей это обрекало крестьян на полуголодное существование.
В начале XX века 30 тысяч семей помещиков владели 50% всех сельскохозяйственных земель в России. Право собственности помещиков на землю, дарованное им еще Петром I, крестьяне с их православным христианским мировоззрением в своем подавляющем большинстве не признавали. При чем это неприятие помещичьей собственности на землю у русских крестьян формировалось столетиями чуть ли не на генетическом уровне.
Еще в XVIII веке, во время пугаческого восстания крестьяне вступали в ряды восставших прежде всего в надежде вернуть землю, отобранную у них в начале века, и избавиться от крепостной зависимости, а также ввести всеобщее равенство, ликвидировав все сословия. Всех присоединившихся к восстанию крестьян его предводитель, Е.И. Пугачев, "жаловал волею, землей, лесами и водами..." и объявлял "казаками".
В течение веков экономические и политические взгляды русского крестьянства почти не изменились. Русские крестьяне всегда считали, что земля общая и должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает. "Мы ваши, а земля наша," - нередко во время крепостного права заявляли они своим помещикам... Как тут не вспомнить слова молодого рабочего Нила из пьесы М. Горького "Мещане": "Хозяин - это тот, кто работает!".
Отрицая частную собственность на землю ("земля божья!"), крестьяне фактически отрицали сам институт частной собственности вообще.
Внимательно изучавший первую русскую революцию известный западный социолог М. Вебер пришел к выводу, что экономическим идеалом русского крестьянства является "архаический стихийный коммунизм".
Нарождающийся класс заводских рабочих вместе с крестьянскими корнями впитал и традиционную крестьянскую идеологию. Все отмечали, что наиболее революционными и организованными, в отличие от высоко оплачиваемых квалифицированных рабочих ("рабочей аристократии") были рабочие, недавно пришедшие из деревни.
Важнейшее значение в жизни крестьян играла крестьянская община ("мир"). В климатических условиях рискованного земледелия, малоземелья и экономического давления царского государства, помещиков, русского и иностранного торгового и промышленного капитала, община была для русского крестьянина не только традиционным методом хозяйствования, но и способом выживания.
В самые тяжелые неурожайные годы общинная взаимопомощь, помощь "мира", спасали от голодной смерти. "Без общины и по миру не пойдешь!" - говорили крестьяне. Общинная психология и общинное право, абсолютно непонятные прозападной буржуазной юриспруденции того времени, наложили глубокий от печаток на общественное сознание и характер революционных выступлений крестьянства.
Попытки разрушить крестьянскую общину в результате проведения "столыпинской реформы" 1908-1917 гг. за счет классового расслоения крестьянства и создания классовой опоры правительства в деревне в лице кулачества на деле провалились.
Получив свои земельные участки в собственность русские крестьяне повсеместно снова объединялись в общины. То же самое сделали и крестьяне, переселившиеся в города и ставшие рабочими. Рабочие одного завода создавали по месту работы некое подобие крестьянской общины.
Крестьяне, переселившиеся в ходе проведения реформы в Сибирь и в Казахстан, в месте своего нового проживания сразу же создали крестьянские общины. Инспектировавший новые крестьянские поселения за Уралом П.А. Столыпин лично был вынужден признать целесообразность общинных объединений новых поселенцев .
Даже состоятельные крестьяне, получившие земельные "отруба" и переселившиеся на хутора, в подавляющем большинстве поддерживали связь с крестьянской общиной своей деревни. Кстати, таких состоятельных крестьян, которые сами трудились на своей земле и не использовали наемный труд, крестьяне их деревни кулаками не считали.
"Кулаками" или "мироедами" в глазах крестьян были те, кто сами на земле не трудились, а живя в деревне, занимался торговлей, содержали кабаки или постоялые дворы, или давали деньги в долг под проценты, то есть "ворочали мозгами" по их же выражению. Как правило на их земле, площадь которой доходила до 30-40 десятин, трудились батраки из безземельных крестьян или их же соседи, крестьяне-должники.
По сути, это была сельская мелкая буржуазия. Однако таких крестьян, которые перевели свое хозяйство на "капиталистические рельсы" на селе было очень мало и не они определяли суть идеологии и политических взглядов основной массы русского крестьянства.
Русское крестьянство вступало в революционные события начала XX почти не разобщенным, преследуя в них общие цели...
Эти цели давно уже были сформулированы революционерами-народниками ("студентами", как их называли крестьяне) - "Земля и воля!". Крестьяне стремились революционным путем изгнать паразитов-помещиков, получить и разделить между собой "по едокам" помещичью землю и освободиться от экономической кабалы капиталистического рынка.
В.И. Ленин, перешедший от "народничества" на позиции марксизма, в своей первой серьезной экономической работе "Развитие капитализма в России" (1899 г.) доказывал существование классового расслоения в русской деревне в конце XIX века. Однако многие современные экономисты и социологи считают его методику деления крестьян на бедняков, середняков и кулаков не совсем корректной.
К кулацким Ленин относил хозяйства с несколькими лошадьми и площадью земельного участка выше средней. Однако он не учитывал, что в таком хозяйстве часто было несколько крестьянских семей, например, если взрослые сыновья с женами жили вместе с отцом. После отделения младших семей такое хозяйство по статистике переходило в категорию середняцких.
Получается, что что Ленин в своей работе завысил долю "кулаков" в русской деревне. Позже Ленин фактически отказался от своего прежнего вульгарно марксистского взгляда на социальное расслоение русского крестьянства и пришел во многом к противоположным выводам.
Первая русская революция показала, что наиболее революционными и радикально настроенными против правительства и помещиков показали себя не крестьяне-бедняки, как следовало бы этого ожидать "по Марксу", а основная середняцкая крестьянская масса.
В.И. Ленин и большевики в отличие от либералов-кадетов, социал-демократов-меньшевиков и правых эсеров на основании событий первой русской революции поняли огромный потенциал крестьянского революционного движения.
Самое главное, большевики уловили то, что в силу либерально-буржуазной, ортодоксально-марксистской или народнической зашоренности и либералы-кадеты, и социал-демократы-меньшевики, и правые эсеры не смогли понять.
И это главное было то, что русское крестьянство в своей массе вступало в русскую революцию начала XX века не только с антипомещичьими и антимонархическими, но и с антибуржуазными лозунгами!
И поэтому бессмысленно делить русскую революцию начала XX века на буржуазно-демократическую - 1905-1907 гг. и февраля 1917 года и социалистическую - октября 1917 года. Это были всего лишь этапы одной и той же антибуржуазной. антиимпериалистической, крестьянской социалистической революции.
Революция 1905-1917 гг. явилась первой из череды крестьянских социалистических революций, произошедших в развивающихся капиталистических странах по всему миру. За русской революцией последовали крестьянские революции в Мексике, Китае, Индонезии т. д.
Не все они в силу разных причин закончились построением социалистического общества, но это уже совсем другая история...
Продолжение следует...