Social media marketing (он же SMM ) – способ повышения осведомленности потенциальных покупателей о бренде или компании с целью увеличения продаж, при котором информация о товаре или услуге распространяется через социальные сети.
Кроме увеличения продаж целью СММ может быть создание и укрепление имиджа, получение обратной связи или привлечение дополнительного трафика на сайт.
В настоящий момент любая крупная компания имеет развитую сеть презентации себя и своей продукции в соцсетях, а компании меньшего масштаба стараются привлекать клиентов с помощью как минимум двух или трёх специально созданных страниц на различных ресурсах.
Общие черты
Причин популярности СММ несколько:
- Соцсети позволяют выйти на самую разную аудиторию. Это повышает шансы найти лояльных к продукту потенциальных потребителей
- Маркетинг в медиа среде способен отчасти заменить собственный веб-сайт. Профильные сообщества с широкими возможностями для их оформления, уже разработанная система онлайн-оплаты, удобное представление товара в ленте – многие соцсети уже включают в себя этот функционал
- Удобно выстроенная обратная связь. Функция соцсетей как площадки для обмена мнениями позволяет маркетологу ненавязчиво, часто под видом независимого исследователя собрать отзывы о предоставляемом товаре
Возможные трудности
Социальные сети развиваются достаточно бурно. Это происходит как по воле их владельцев, направлено преобразующих свой продукт, так и силами самого сообщества. Последнее происходит стихийно, и предсказать его реакцию на неоднозначный стимул бывает сложно.
Из этого вытекает первая проблема – репутационные риски . Запустив рекламу в соцсетях, надо быть готовым к тому, что совсем удалить ее не получится. Избежать лишних рисков можно, если заранее разработать принципы продвижения товаров, свою маркетинговую политику.
Навязчивая или провокационная реклама, предоставление недостоверной информации – всё это возможные причины утраты доверия потребителя. Многие бренды несли серьезные убытки, попытавшись привлечь внимание аудитории недобросовестными методами.
Вторая проблема – динамичность соцсетей , осложняющая долгосрочное прогнозирование. Незначительное изменение в интерфейсе, расположении вкладок или отображении личных данных пользователей при неграмотно настроенной рекламе может привести к ошибкам в определении целевой аудитории, сбоям демонстрации рекламы и другим снижающим ее эффективность последствиям.
В свою очередь, смещение внимания аудитории, обусловленное значимым для нее событиями, сделает рекламу незаметной и потребует либо ее количественного увеличения, либо изменения способов продвижения. В обоих случаях компания понесет убытки и потеряет клиентов.
Эта особенность объясняет необходимость предварительного анализа площадки, грамотного и регулярного модерирования рекламного контента.
Инструменты и площадки
В зависимости от конкретных целей, особенностей компании и предлагаемого ресурса следует делать упор на презентацию товара в разных сетях. Как правило, флагманы в сфере СММ – это Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, Pinterest и YouTube. Общие черты площадок – устойчивость и большая аудитория.
Для каждой задачи существуют свои инструменты. Их выбор должен основываться как на специфике площадки, так и на особенностях рекламируемого товара. Для большей эффективности разные механизмы часто используют совместно.
Итак, ведущие инструменты СММ :
- Сообщество или группа. Продвижение товара через привлечение аудитории за счет наполнения сообщества контентом. Кроме прямой рекламы он может содержать информацию о компании-производителе и любые другие сведения, повышающие заинтересованность потребителей
- Обратная связь. Ответы на сообщения и комментарии, проведение опросов и другие способы узнать мнение потребителей о товаре
- Привлечение известных персон. Коллаборация бренда с популярными у аудитории деятелями – телезвездами, блогерами, спортсменами и так далее
- Конкурсы, акции и другие мероприятия, способствующие росту вовлеченности
При грамотном использовании этих инструментов, их сочетании на разных площадках СММ становится высокоэффективным методом привлечения покупателей. Существуют бренды, делающие наибольший упор на маркетинг в социальных сетях и извлекающие из этого существенную выгоду, улучшая репутацию и расширяя рынки сбыта.