Найти тему

Самолет. На нем самолет и под ним еще парочка... История ТБ-3

Рад Вас приветствовать на канале ИВМ - История Военных Машин!

Здравствуйте!

Сегодня речь пойдет о первом в мире четырехмоторном моноплане-бомбардировщике - тяжелом бомбардировщике Туполева ТБ-3

ТБ-3 с истребителями И-5 на крыльях (фото из открытых источников)
ТБ-3 с истребителями И-5 на крыльях (фото из открытых источников)

Для человека незнакомого с этой машиной представленная фотография может показаться немного сюрреалистичной, однако если исключить уникальность непосредственно самолета, факт использования его в качестве авианосца является одним из самых интересных в его биографии.
Но обо всем по порядку.

В 1926 году командование ВВС выставило требование о разработке тяжелого бомбардировщика с мощностью двигателя более 2000 л.с. Довольно не простое задание для страны совсем недавно пережившей Мировую войну и Революцию.
За разработку же такого самолета берется конструкторское бюро Туполева.
Задание оказалось действительно не легким и только к 1929 году были сформулированы окончательные требования к модели бомбардировщика.
В этот временной промежуток уместилась разработка и первого в мире серийного цельнометаллического 2-х моторного бомбардировщика-моноплана ТБ-1

ТБ-1 (фото из открытых источников)
ТБ-1 (фото из открытых источников)

Ну а опытный образец ТБ-3 поднялся в воздух в декабре 1930 года.
Тут нельзя не отметить и тот факт, что правительство СССР из-за опасений, что собственная промышленность не справится с серийным производством этого гиганта, в определенный момент времени собиралось дать заказ на производство немецкой фирме Rohrbach.
Но благо этого не последовало и самолет стали собирать в СССР.

И посмотрев на характеристики самолета невольно понимаешь, за что переживало высокое начальство:

Модификация ТБ-3:
Размах крыла - 41,80м
Длина  - 25,10м
Высота  - 8,5м
Мощность - 4 х 900л.с.
Максимальная скорость:  у земли - 245км/ч,   на высоте - 300км/ч
Практический потолок - 8000м
Экипаж  4-11 человек
Вооружение:   четыре 7,62-мм пулемета ДА, 3000 кг бомб

К сожалению, низкая скорость самолета вкупе с низкой прочностью не оставили ТБ-3 на вершине бомбардировочного авиастроя надолго, хотя первые появления на публике, как например, на параде 1932 года звена этих самолетов не оставило равнодушным никого из очевидцев, в том числе иностранных.
Ведь никогда не бывало в современной истории так, чтобы крупные державы работали над какой то уникальной идеей в одиночку.
Даже если изначально идея и могла быть под грифом секретности, в течение максимум пары лет, так или иначе над ней уже велись работы во всех ведущих странах.
И, как вы понимаете, работы над подобного рода самолетами шли и в других государствах.
Но немецкий Ju G.38, использовавшийся в Японии под обозначением Ki-20 проигрывал по всем показателям, французский тяжелый бомбардировщик Super Goliath f.141 и вовсе летал только на 450 км, а остальные конкуренты были и того хуже.

Первые испытания боем в Китае и при боевых действиях у озера Хасан дали нашим пилотам хороший опыт по максимально эффективному применению ТБ-3 и, вопреки существующему мнению о том, что они были легкой целью для самолетов противника, на самом деле таковой не являлись - просто потому, что практически с самого начала войны использовались только как ночные бомбардировщики.

И хоть про ТБ-3 как бомбардировщик можно прочитать достаточно много, остановиться на модели этого самолета хотелось бы рассмотрев его как самолет-транспортировщик.
Да, он мог как обычный транспортный самолет доставлять людей и мелкую ручную кладь, но для ТБ-3 это семечки...
Вот танк перевезти или самолет... Нет, лучше 2 самолета! А можно и 5 попробовать!
И если переброска танков подобным способом особого внимания со стороны военных не получила, то проект "Звено" Владимира Сергеевича Вахмистрова был принят с интересом.

И хоть у самого Вахмистрова было много идей по поводу того сколько и каких самолетов можно прикрутить к ТБ-3, наибольшее одобрение в войсках получил вариант СПБ - то есть Составного Пикирующего Бомбардировщика.

По проекту Звено СПБ, ТБ-3 должен был в буквальном смысле везти на себе 2 И-16 с двумя 250 кг бомбами и в нужный момент, отцепив их дать тем возможность отбомбиться с высокой точностью.

Первое боевое применение такое звено получило на Дунае в июле 1941 года.
Истребители тогда успешно отбомбились и вернулись на базу, сильно удивив противника появлением в неожиданном месте.

И в последствии, продолжив службу на Дунае и Днепре это формирование имело хорошие показатели по боевой эффективности, понеся первые боевые потери в лице 1 истребителя только в конце августа 1941 года.
Чтож на этом сегодня у меня все.

Благодарю, за то, что дочитали до конца!
Если вам понравилось - Подпишитесь на канал , отдельное спасибо за лайки и комментарии!

Также, буду искренне рад,
если вам будет полезна эта
Доска Объявлений!

До новых встреч!