Каких то тридцать лет назад, невозможно было представить , что нынешнее поколение сельских школьников не увидят в деревнях гусеничных тракторов. А ведь ДТ-75, Т-4 были самыми массовыми совхозными тракторами, вся нагрузка по обработке полей возлагалась только на гусеничные трактора. Нам – детям конца 50-х начала 60-х годов, повезло видеть в работе самые первые трактора , выпускаемые советской промышленностью.
Полностью железные с шипастыми колесами СТЗ-15 и гусеничные СТЗ-НАТИ, на наших глазах заменялись на более современные колесные и гусеничные трактора. Хотя в ту пору, мы были еще подростками, но многие из нас уже успели покататься на этих тракторах, так как отцы и старшие братья работали на них. Старые колесные СТЗ-15 исчезли с бригад как то одномоментно, на смену им появились МТЗ-5 и МТЗ-50, а вот НАТИки еще какое то время работали на полях вместе с новыми дизельными ДТ-54.
В общем, для своего возраста мы неплохо разбирались в тракторах. Знали, что НАТИк заправлялся керосином и был карбюраторным с зажиганием от магнето. Двигатель НАТИка запускали "кривым стартером", специальной кривой рукояткой, которая через храповик в ручную прокручивала коленвал. Кабина была полуоткрытой, но так как трактор использовали и зимой, то трактористы сами устанавливали самодельные двери с боков трактора, конечно, отопления кабины не было.
Как только поступили первые ДТ-54 в колхоз, мы долго не могли привыкнуть к громкому треску пускача при запуске дизельного двигателя. Издали НАТИк и ДТ-54 похожи, но мы без труда различали по звуку и черному дыму из выхлопной трубы, где какой трактор пашет. На уроках труда, начиная с восьмых классов, изучали трактора и сельхозмашины, учитель, который вел этот предмет, рассказал нам, что трактор НАТИ использовался не только на полях, но и был востребован в армии.
На его базе был сделан артиллерийский тягач, который буксировал орудие, а так же перевозил снаряды и расчет орудия.
А в годы ВОВ для перевозки орудий были задействованы и простые трактора, созданные для полей, а не для войны. После ДТ-54 стали появляться и ДТ-75, но все- таки и в их облике угадывались черты первых гусеничных НАТИ. А разработанная первыми создателями гусеничного трактора НАТИ- ходовая, можно сказать, стала основой для последующих поколений тракторов, марки ДТ.