Культ сложившийся вокруг Владимира Семеновича вполне естественен и нормален. Так всегда бывает с талантливыми людьми. Тем более с теми, кто умирает относительно молодым. На мой взгляд, Высоцкого заслуженно считают вехой в отечественном искусстве. Он действительно повлиял на тысячи людей, в том числе и среди представителей рок музыки. В симпатиях к его творчеству признавались и Шевчук и Летов и Кинчев. И с моей точки зрения весь наш русский рок вот тех 80-х годов и вырос из песен Владимира Семеновича. Во всяком случае, тот факт, что его пластинки уживались на полках вместе с альбомами Led Zeppelin или The Doors неоспорим. С моей точки зрения, это такой удивительный прецедент в истории нашей культуры, когда мужик с одной гитарой, на которой толком и играть не умел, становится кумиром и любителей рок музыки.
Здесь можно было бы написать целую оду Владимир Семеновичу, но подобных хвалебных отзывов написано уже горы. В принципе фигура Высоцкого вызывает два полярных мнения. Либо его обожают, либо наоборот ругают и считают переоцененным человеком. Пускаться в подобные рассуждения я не вижу никакого смысла.
Меня в его истории занимает несколько другой вопрос. В какой-то момент из него стали лепить чуть ли не страдальца и диссидента. Откуда-то вдруг взялось не соответствующее действительности мнение, что советская власть его зажимала. Вот только я, сколько не пытаюсь найти примеров этого зажима так их и не нахожу. В чём выражались-то все эти мифические запреты? Человек жил на широкую ногу, в центре Москвы. Никто и никуда его не высылал. Могла ли власть отправить его за 101 километр? Да запросто. Но нет, никто не трогал музыканта и поэта. Боялись какой-то огласки? Ну не смешите меня. Никто там ничего не боялся. Просто он никак не мешал этой самой власти.
За свою недолгую жизнь Высоцкий успел дать сотни концертов. Если бы кто-то попытался повторить географию его передвижений, то ему потребовалось бы на это фантастическое количество времени и средств. Уж концертами знаменитый музыкант не был обделён. Но самое любопытное, что он спокойно катался и в капиталистические страны. Англия, Франция, Италия, США, Мексика, Канада. Это небольшой такой перечень мест, где он бывал. И давал в этих местах, в том числе и концерты. Как-то странно его зажимала советская власть, не находите?
Всё в порядке было у Владимира Семеновича и с личным автотранспортом. Волга, Жигули, Рено, БМВ, Мерседес. Как вам такой список марок машин? По всей видимости, это такой способ зажать певца? И ведь те же Мерседесы ещё надо было как-то ввезти в СССР. На это требовалось разрешение и у него каждый раз оно находилось. Такое мог позволить себе далеко не каждый гражданин Союза. И уж тем более такое не смог бы сделать человек, который вступил в конфронтацию с официальной властью.
С моей точки зрения изображать из Высоцкого какого-то страдальца жуткое лицемерие. Он не нуждался ни в чём. Жил катаясь как сыр в масле. Да, естественно он много работал и именно благодаря своему таланту и работе добился впечатляющих результатов, но говорить о каких-то конфликтах с официозом не приходится.
Ему приходилось иной раз играть по три концерта в день. Куда-то постоянно лететь, ехать на поезде или на машине. Но такова судьба любого музыканта. Чем больше ты гастролируешь, тем больше зарабатываешь. Так устроен этот бизнес. И тут уже неважно, в какой стране он происходит. В СССР или в США. Задача артиста выступать на сцене перед публикой. Вот если бы Высоцкому не давали выступать, то я бы ещё поверил в какое-то давление со стороны властей, но никаких запретов в этом плане для него не существовало.
Корни же этой попытки изобразить Высоцкого зажатым властью лежат, скорее всего, в изречениях людей, которые слабо знали в принципе о том, как был устроен быт музыканта. Либо они знали, но с какой-то целью решили извратить реальность с помощью своих домыслов полностью противоречащих реальности.
На мой взгляд, очевидно, что никаким страдальцем Владимир Семенович не был и быть не мог. Никакая власть его не трогала и не давила на него. Он наоборот был олицетворением успешного советского человека. И, на мой взгляд, только в СССР и более нигде он мог бы стать тем, кем он стал.
Если же у вас есть какие-то сомнения, то просто отсылаю вас к своему старому материалу, где проанализирована география гастролей этого прекрасно поэта. Там просто невообразимое количество мест, где он играл. А у меня на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.