Найти тему
Бизнес-психология

Как руководить, когда вы и ваши сотрудники утомлены пандемией

Оглавление

Переживая вторую волну Covid-19, люди могут чувствовать себя раздраженными и усталыми. Адреналин первой волны закончился, и, хотя есть хорошие новости о вакцине, пережить зиму – сложная проблема для любой компании и ее руководства. Что касается бизнес-лидеров, они должны сосредоточиться на трех областях — понимании разницы между срочностью и важностью, сострадательности по отношению к сотрудникам с одновременным побуждением их позитивной деятельности и придании участникам команды энергии.

Многие из них жалуются на падение тонуса, ментальный шум, усталость, вакуум в работе и в жизни, а также бесконечное ожидание выхода из ковидных ограничений. Такое впечатление, что устал весь мир.

По сравнению с весной, когда люди подпитывались адреналином, и летом с надеждами на окончание пандемии преодоление второй волны ковида требует от бизнес-лидера психологической выносливости, а также устойчивости против привносимых пандемией негативных факторов. И тут есть три перечисленных выше сферы.

Срочность vs Важность

Естественная реакция на кризисы состоит в том, что мы откладываем в сторону все, что не является срочным, под лозунгом «когда пандемия закончится, мы решим эту проблему». Бизнес-лидеры и их команды должны избегать этого искушения: отдых, конечно, важен, но вне рабочего дня, а во время работы он может иметь неприятные последствия.

Так, скука и неопределенные ожидания во время боевых действий хуже, чем реальные бои. По наблюдениям психологов, когда людям приказывают сидеть в комнате и ничего не делать, они предпочитают подвергнуть себя электрошоку. Им лучше действовать (пусть даже с риском для себя), чем не действовать.

Один из подходов бизнес-лидера – попросить своих топ-менеджеров и ведущих сотрудников создать корпоративную стратегию на будущее, а также дорожную карту продвижения компании к завоеванию долгосрочных конкурентных преимуществ. Другой подход состоит в том, чтобы в плановом порядке готовиться к быстрому экономическому подъему, который начнется по окончанию пандемии и будет сопровождаться обострением рыночной конкуренции.

Бизнес-лидер должен выйти из коронакризиса с более сильной компанией.

Балансирование сострадания и сдерживания

Чтобы действовать, вы и ваши сотрудники должны быть иметь достаточную мотивацию. А она требует баланса между состраданием и сдерживанием.

С одной стороны, в условиях пандемии лидеры должны более серьезно относиться к психическому благополучию своих сотрудников. Но успокоить их электронными таблицами и планами невозможно; для этого нужно прислушиваться к ним и откровенно делиться с ними собственными проблемами (сомнениями в решениях, принимаемых в условиях неопределенности, личностным дискомфортом, сложностью рыночной ситуации и т.д.). Тогда сотрудники последуют вашему примеру и расскажут вам о своих проблемах.

-2

Другой подход предполагает культивирование в рабочем коллективе уверенности, что его участники готовы (с профессиональной и личностной точек зрения) преодолевать последствия пандемии за счет собственных усилий (без помощи и поддержки других). Это уменьшает беспокойство и сомнения сотрудников.

Однако сострадание должно быть уравновешено сдерживанием — способностью учитывать реальную ситуацию вокруг компании, обеспечивая при этом ее стабильность. Причем, сдерживание не означает пассивности в столкновении с постоянным стрессом от ковидных ограничений. Напротив, речь идет о создании обоснованного (просчитанного) плана перехода вашей компании к рыночной экспансии, а также мобилизации трудового коллектива на выполнение этого плана. Тут главное — найти баланс между двумя идеями «Ты достаточно хорош, такой как есть» и «Двигайся и переходи на следующий уровень».

Каждый день заряжайте энергией всех

Самое трудное для бизнес-лидера сейчас — управлять своим собственным разумом, а также поддерживать энергию в себе и в своих сотрудниках. Мы не знаем точно, сколько времени продлится пандемия, а потому лозунги типа «Нам нужно собраться вместе» или «Мы пройдем с честью через все трудности» уже не сработают. Ключ в том, чтобы постоянно генерировать энергию в сотрудниках компании и направлять ее в конструктивное русло, будь то текущая деятельность компании или ее стратегия на будущее.

Есть много способов зарядиться энергией – вспомнить истории корпоративных успехов, организовать какие-либо соревнования, разделить длинные проекты на совокупность коротких, поощрять общение и дискуссии между сотрудниками. Хорошо, если в вашей компании преобладают жизнерадостные люди с достаточно высокой психологической устойчивостью. Неудачи видятся им временными и локальными, а решения они принимают с большей легкостью, веря, что они реально влияют на ситуацию. Люди, лишенные подобной жизнестойкости, часто интернализируют проблему, размышляя: «Дело, вероятно, во мне, я ничего не могу сделать как следует». Это парализует их, и дело может закончиться саморазрушением.

Психологическая устойчивость — фундаментальное качество для навигации в хаосе. Без нее мы склонны действовать нерешительно, слепо следовать указаниям или быть парализованными в своих действиях. Управление собственным разумом готовность брать на себя ответственность за свою компанию и ее сотрудников – это источник той силы, которая поможет вам преодолеть последнюю милю пандемии.

Ставьте лайк статье и подписывайтесь на мой Дзен-канал:  https://zen.yandex.ru/id/5d8243ce34808200ad2fbff8

Мой Инстаграм: https://www.instagram.com/alterego_business/