Найти в Дзене

Как советские конструкторы «научили» грузовики закапываться в землю по самую крышу

Оглавление

Руководством СССР неоднократно ставился вопрос изобретения специального оборудования, которое дало бы возможность военной технике, в частности, грузовикам, самостоятельно зарываться в землю для подготовки к бою или обороне. Так была создана система «Периметр».

Фото https://www.instagram.com/p/CFZ88NZpIgg/
Фото https://www.instagram.com/p/CFZ88NZpIgg/

Как действует система «Периметр»

«Периметр» разработан для окапывания военной техники. Это специальное прицепное устройство, которое подключается к грузовику. Изначально устройство прицеплялось на грузовые автомобили: ЗИЛ-131, УРАЛ-375Д, КрАЗ-255Б, МАЗ-543П.

«Периметр» включал четыре главных агрегата: два мобильных рычага, рамку с режущим устройством, уширители, которые можно было снять и гнущийся полог. Рычаги прицеплялись к дальней части рамы колесной пары грузовика.

Чтобы подготовиться к работе, необходимо было опустить рамку с режущим устройством на землю. Грузовик медленно двигался вперед-назад с небольшой скоростью 3–4 км/ч. Земля, которую срезало режущее устройство, находилась на пологе. Затем ее высыпали поднятием рамки.

Где использовалась система

Главная цель системы «Периметр»: ускорить окапывание военной техники. До ее создания солдатам приходилось окапываться вручную при помощи лопат, что значительно медленнее, чем при использовании специального оборудования.

Таким образом, одним из главных преимуществ системы являлась быстрая подготовка техники к бою или обороне, а также экономия сил солдат.

Вредит ли система самим машинам

Фото postimg.cc
Фото postimg.cc

На каждом этапе исправлялись проблемы и вводились новые улучшения. Система оказывала большое давление на подвеску машины, в результате чего очень быстро выходили из строя крутящиеся валы.

Изнашивались также разные части автомобиля, а именно: шестерни КП, подшипники раздаточной коробки, редукторы главных передач и тому подобное. «Периметр» тоже очень сильно страдал от нагрузок. Например, деформировались ножи и их крепления, ломались насосы и прочее.

По итогам десяти лет был сделан вывод о том, что система самоокапывания способствует скорой поломке базовых автомобилей. Проанализировав затраты на создание, а также эффективность применения в полевых условиях, советское военное руководство было вынуждено признать, что оно является неэффективным. Например, расходы на проходку одного кубического метра земли у базового военного экскаватора оказались в несколько раз ниже.

Недостатком было снижение максимального тоннажа поднимаемого груза и повышение веса машины. Землеройные машины и экскаваторы были куда надежнее и эффективнее. После проведенных испытаний и анализа проект был закрыт.