Мы добрались до 9 тома нашего многотомника Большая История Искусства - с нами галантный XVIII век. Но прежде чем мы расскажем об одном из художников этой эпохи, напомним, что..
Новое издание Большой Истории Искусства придет к нам после 15 апреля. До этой даты вы можете сделать предзаказ Библиотеки в 16 томах на нашем сайте по специальной цене 81200 р. - после стоимость составит 119000 р. (вы можете сэкономить 37800 р.!) ОСТАЛОСЬ ВСЕГО 55 ЭКЗЕМПЛЯРОВ!
РОСКОШЬ И ВЕЛИКОЛЕПИЕ ВЕНЕЦИИ
Венето, и в особенности Венеция, переживала в XVIII в. эпоху заката. Вместе с тем ослабление политического и военного влияния сопровождалось расцветом изобразительных искусств, литературы, музыки и театра. В ситуации нестабильности и государственного упадка жители Венеции стремились создать иллюзию богатства и пышной роскоши.
В городе постоянно устраивались торжественные церемонии, парады морского флота, официальные приемы, спектакли и театрализованные представления — описания всех этих праздников дошли до нас благодаря картинам прославленных художников той эпохи, которые не упускали ни одной мельчайшей детали и составляли подробные и верные «хроники» венецианской жизни.
Каналетто, Гварди, Беллотто — каждый из них по-своему, в неповторимой индивидуальной манере рассказал о событиях, протекавших на улицах города. Отдавая предпочтение теплым, золотистым тонам, Каналетто пытался передать неповторимое очарование самых известных уголков Венеции. В работах его племянника Бернардо Беллотто Венеция предстает в холодном блеске, ослепительном сиянии своей меркнущей славы. Ведуты Франческо Гварди словно залиты мягко струящимся светом, заполнены мерцанием красок и переливающихся оттенков, плавными переходами цветовой гаммы, что характерно для живописи предромантизма. Венеция присутствует также на портретах Розальбы Каррьеры, выполненных пастелью, которая придает силуэтам объем, легкость и нежную меланхоличность; бытовые сценки Пьетро Лонги представляют собой великолепный материал для изучения моды и нравов того времени.
С конца XVII в. венецианская школа живописи достигла небывалых высот. Себастьяно Риччи удавалось мастерски соединить в своем творчестве достижения венецианских, римских, неаполитанских и генуэзских художников: его картины светлы и жизнерадостны, в них ощущается движение, динамика цвета и контура. Джованни Баттиста Крозато и Джованни Баттиста Питтони были знаменитыми колористами и в совершенстве владели навыками технического мастерства; в их произведениях нашли отражение наиболее значимые эстетические тенденции эпохи. Джованни Баттиста Пьяццетта, яркий представитель венецианской традиции живописи, писал в изысканной, утонченной манере, гладкими и ровными мазками кисти, словно вплетая в краски золотистые лучи света. Пьяццетте близок по стилю Джамбаттиста Тьеполо, который по справедливости считается одним из крупнейших художников XVIII столетия. Тьеполо создавал картины на религиозные и исторические сюжеты. Его полотна отличаются силой творческого воображения, посредством которого автор переносит зрителя внутрь изображаемого мира, залитого ослепительным светом и полного глубоких, насыщенных тонов.
ВЕЛИКИЙ ВЕНЕЦИАНСКИЙ МАСТЕР: ДЖАМБАТТИСТА ТЬЕПОЛО
Работы Джамбаттисты Тьеполо быстро стали известными не только в Венеции, но и за ее пределами: в Северной Италии, Европе. Столь же стремительно происходило становление и развитие его оригинальной творческой манеры, которая сначала была ориентирована на живопись Джованни Баттисты Пьяццетты и Себастьяно Риччи, а затем оформилась в неповторимый индивидуальный стиль.
Тьеполо получил образование в Венеции, выбрав в качестве учителя Пьяццетту. Вместе с тем он внимательно изучал венецианское искусство XVI в., которое служило для него важным эстетическим ориентиром: от мастеров той эпохи Тьеполо перенял легкость и прозрачность цветовой гаммы, изысканность палитры, технику тонкой игры световыми эффектами.
У современных художников Тьеполо научился приемам передачи движения, благодаря которым его картины обрели динамику. Тьеполо добился этой динамики не посредством игры светотени, он выработал совершенно новый способ изображения жестов и поз, придавая фигурам объемность, выразительность и драматизм с помощью плавного, текучего контура, утопающего в светящейся золотистой дымке.
Среди венецианских живописцев XVIII в. Тьеполо слыл выдающимся колористом; он мастерски использовал возможности палитры, легкими мазками кисти стремясь перенести на холст тончайшие нюансы цветовых оттенков. Он пользовался большой популярностью в аристократических кругах Венеции — городе, который жил в мире роскоши и фантастических грез, оживавших на полотнах Тьеполо, точно на театральной сцене, где разыгрывается спектакль с мифологическим сюжетом. Однако Тьеполо был не только модным светским художником.
Значительное место в его творчестве занимали картины религиозной тематики, на которых мотивы человеческих страданий и боли сплетаются с ослепительным блеском нисходящих с небес богов.
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
РАХИЛЬ, ПРЯЧУЩАЯ ИДОЛОВ
СЮЖЕТ
Библейские сюжеты в галерее Дворца патриархов, ставшего впоследствии официальной резиденцией архиепископа, принадлежат к лучшим работам Тьеполо раннего периода. Они были выполнены по заказу патриарха Дионисио Дольфина и своей прозрачностью, изысканной легкостью цветовой гаммы, впитавшей в себя мягкие лучи света, создают удивительно теплую атмосферу в здании, предназначенном для проведения религиозных и философских споров.
Тьеполо изобразил кульминационный эпизод Книги Бытия, когда Лаван, отец Рахили, настигает в пути Иакова, покинувшего его дом вместе с Рахилью, детьми и слугами, и допрашивает о причинах столь поспешного бегства.
Рахиль прячет украденных у отца идолов под верблюжьим седлом, на котором сидит. Она отказывается встать, оправдываясь, будто у нее «обыкновенное женское».
В левой части холста изображена пасторальная сцена, служащая своего рода контрапунктом по отношению к фигурам, которые расположены справа от главных действующих лиц, — женщин и детей, наблюдающих за ходом событий из-под театрализованного навеса.
Художник, присутствующий на картине под образом Иакова — с задумчивым взглядом, в замысловатой шляпе, — находится в центре композиции, в самой высокой ее точке. Его голова образует вершину пирамиды, боковые грани которой скользят вниз и спускаются к персонажам второго плана, переключая на них внимание зрителя.
- Только до 15 апреля 2021 года вы можете заказать Большую Историю Искусства в 16 томах по специальной цене 81200 р. у нас на сайте
- Вы сможете сэкономить 37800р.!
- С 15 апреля стоимость Библиотеки составит 119 000 р.
- Количество экземпляров для предзаказа ОГРАНИЧЕНО - осталось всего 60 штук.