Найти тему

Картежник. Убийца. Гениальный живописец.

Он родился 29 сентября 1571 года в семье архитектора Фермо Меризи, близ Милана. Отец назвал его в честь великого Микеланджело Буонарроти, мечтая что сын станет таким же великим художником. И его надежды оправдались, но вместе с талантом к живописи, мальчик унаследовал от Микеланджело и его буйный нрав.

Детство маленького Меризи было нелегким. Когда мальчику было 5 лет, родители умерли от чумы. Его взяли на воспитание в имение герцогов Колонна-Караваджо, название которого впоследствии стало его творческим псевдонимом. Возможно, отсутствие должного присмотра, материнской ласки и отцовской строгости и обида на судьбу сформировали характер юного дарования. Скандалы, тюремные заключения, драки начали омрачать его жизнь с самого юного возраста. Впервые за решетку от попал в 17 лет за дебош. А в 20 лет уже совершил первое убийство, уличив партнера по картам в шулерстве и наказав смертью. В результате Караваджо был вынужден бежать из Милана.

Вся его дальнейшая жизнь это смешение постоянных невзгод, вызванных резким характером, и необычайным покровительством со стороны различных влиятельных персон. После бегства из Милана, Караваджо был благосклонно принят в Риме, прошел обучение у виднейших мастеров живописи того времени и начал творить самостоятельно, продолжая при этом бесчинствовать и постоянно попадать в тюрьму. Говорят, что в одной из таких тюрем, он познакомился с Джордано Бруно, который предрек ему скорую гибель.

Караваджо принимали в лучших аристократических домах Италии. Ему благоволили кардиналы. Он вращался в обществе Галилея, Кампанеллы и других выдающихся людей того времени.

Можно сказать, что в его жизни было две страсти: конфликты и живопись. И он преуспел в обоих. Что касается его творчества, то Караваджо вошел в историю как изобретатель своего собственного стиля "кьяроскуро" «chiaroscuro » (от итальянского «светлый-темный» или французского «clair-obscur»). Суть его заключается в заметном контрасте света и тени. Это живописная техника затенения, используемая специально для придания трехмерным объектам ощущения объема, то есть для того, чтобы они выглядели как трехмерные тела. Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Примеры работ в стиле кьяроскуро:

Мадонна ди Лорето. М.Караваджо, 1604-1606 г.
Мадонна ди Лорето. М.Караваджо, 1604-1606 г.
"Амур-победитель". М.Караваджо, 1601-1602 г.
"Амур-победитель". М.Караваджо, 1601-1602 г.
"Гадалка". М.Караваджо, 1594 г.
"Гадалка". М.Караваджо, 1594 г.

Ошеломительная реалистичность картин быстро приносит Караваджо славу и множество заказов, в том числе от римских церквей. Деньги льются рекой, но не задерживаются в карманах, доставаясь партнерам по картам, продажным женщинам и продавцам алкоголя. Кстати, и тут не обошлось без конфуза. Подруг легкого поведения художник изображает на своих полотнах в виде Мадонн, что вызывает негодование церковнослужителей. Как это ни удивительно, но заступником Караваджо выступает сам папа Павел Пятый. Однако, наступает момент, когда и у папы терпение заканчивается: 29 мая 1606 года на площадке для игры в мяч погибает благородный юноша из известного семейства Рануччо Томассони, убитый шпагой Микеланджело.

Наступают времена изгнания. Сначала убежищем служит имение герцогов Колонна-Караваджо, затем нашему герою приходится отплыть на Мальту, где он выполняет работы по заказам рыцарей Мальтийского ордена. А впоследствии и сам становится кавалером этого ордена.

Там он пишет свою известную картину "Давид с головой Голиафа", где в чертах отрубленной головы угадывается автопортрет.

"Давид с головой Голиафа". М.Караваджо, 1610 г.
"Давид с головой Голиафа". М.Караваджо, 1610 г.

Однако, опять проявляется неуживчивый характер и Караваджо разругавшись с рыцарями и утратив все регалии, бежит на Сицилию. Здесь его достигает известие о помиловании Папой. На последние деньги он нанимает фелюгу и отправляется в Рим, терпит кораблекрушение близ Неаполя, продолжает путешествие пешком до Рима и в дороге умирает от лихорадки 18 июля 1610 года.

"Портрет Караваджо". Оттавио Леони, 1621 г.
"Портрет Караваджо". Оттавио Леони, 1621 г.

Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, мастер свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте, что заставляет предположить наличие у него фотографической памяти, твердой руки и потрясающего таланта.

Гениальный художник, реформатор европейской живописи XVII века , основатель реализма, один из крупнейших мастеров барокко, основоположник техники «кьяроскуро» умер в возрасте 38 лет.

Друзья! Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк или подпишитесь - поддержите канал, а мы продолжим радовать вас интересными фактами о жизни реальных исторических фигур.