Весь спектакль умиротворяет и очаровывает своей бытовой и простой, на первый взгляд, атмосферой. Но это если смотреть поверхностно, не погружаясь вглубь.
Стихи Евтушенко пропитаны чувственностью, которую актеры смогли передать на сцене через декламацию, соответствующие жесты и мимолетные эпизодические зарисовки. Пожалуй, сложно отобразить психологию человеческих взаимоотношений, если построение спектакля базируется только в пределах единственной комнаты. Но именно такой подход является, наверное, самым правильным, потому что демонстрирует, насколько глобальные события, незримые для многих, могут происходить на столь обыденной территории.
Сюжет расставляет акценты сразу, как только распахивается занавес, и зритель встречается лицом к лицу с проблемами, стоящими на пути по-настоящему близких людей. Красной нитью через спектакль проходит мысль, что величайшее счастье сопряжено душевными смятениями, сомнениями и бесконечными столкновениями на ментальном уровне.
Зрителя не просто знакомят с этим конфликтом, а бросают его в лоб прямым ударом, потому что именной такой маневр позволяет прочувствовать накал страстей, многомерность теплых эмоциональных структур. Несмотря на то, что подобные ощущения сами по себе многослойны, в данном случае все обстоит еще сложнее, потому что речь идет о людях творческих, которые чувствуют этот мир по-иному, которые способны расщепить окружающую действительность едва ли не до атомов. И даже тогда, описывая собственные переживания, они не могут понять причин, не могут свести свои отношения в единую картину, потому что все происходит настолько сумбурно, настолько непредсказуемо, что и проанализировать это не представляется возможным.
Однако, не взирая на разворачивающуюся драму, смотрится все это столь трогательно и самозабвенно, что ты начинаешь прекрасно осознавать, почему герои, находясь на пороге расставания, все же возвращаются друг к другу (что, к слову, так же происходит стихийно) – потому что взаимная магия стоит дороже, потому что все трудности и недопонимания являются ее составной частью, и их нужно принять для того, чтобы сохранить то драгоценное, что происходит между двумя людьми.
Меня привлекают их споры не только о недостатках и достоинствах друг друга, но и об искусстве, мироустройстве, природе… Мне думается, что многим этого и не хватает в отношениях – возможности быть самим собой, иметь свободу выговаривать даже самые бредовые умозаключения и сумасшедшие идеи. Такая хаотичность укрепляет связь, если другой человек тебя понимает. А если не понимает, то для чего он, собственно, нужен?
Счастье без свободы невозможно, но, скорее всего, Евтушенко и Ахмадулина изначально не были предназначены друг другу как спутники жизни. Именно поэтому их отношения, как мне думается, не продлились дольше отмеренного. Но кто сказал, что это плохо? Как по мне, так лучше краткий миг счастья, чем унылая пожизненная бытовуха. Наверное, этот союз позволил им для себя переосмыслить какие-то важные вещи, вырасти над тем, кем они были ранее. А это хорошая награда от судьбы.
С точки зрения подачи спектакль определенно выиграл – Тимур и Алексия правдоподобно вжились в роли Евтушенко и Ахмадулиной, передали стихотворный накал эмоций, воссоздали живость поэтических строк, смогли погрузить в бесконечные перипетии любовных взаимодействий двух людей, которые в спектакле, если присмотреться лучше, даже не представлены какими-то конкретными личностями – при внимательном обращении в них можно рассмотреть абстрактных людей, чьи отношения собрали в себе все разнополярные аспекты. По сути, они являются общим итогом, полным собранием эпизодов, которые случаются с людьми, имеющими неосторожность взаимно полюбить.
Особенно мне легло на душу последнее «А напоследок я скажу…», которое выступало эпилогом ко всему происходящему. Хотя в некоторых промежутках мне показалось, что отдельные реплики были слышны плохо, некоторые слова были смутно различимы на фоне музыки. Так же хотелось бы добавить небольшую ремарку – Тимур в середине спектакля временами торопился, словно опасаясь затянуть, но вышло, как не иронично, быстро и сумбурно. Впрочем, это отразилось лишь на некоторых моментах и не оказало подавляющего воздействия на спектакль в целом.
В завершении данный сюжет оставил на душе несколько печальный отпечаток, но зато дал дополнительную пищу для размышлений, а это значит, что зрителям так же выпал шанс после просмотра вырасти над собой.