Найти тему
Black Maria Кино 🎬

История России в 10 фильмах: самокритика и слом ценностей в начале 1980-х

Кадр из фильма "Родня", 1981 г.
Кадр из фильма "Родня", 1981 г.

В 1980-е годы отечественный кинематограф вступил, продолжая славную традицию советского кинематографа 1970-х. Фильмы первой половины десятилетия разительно отличаются от мрачных, пессимистичных лент, предрекавших крах СССР в конце 1980-х.

Вот 10 фильмов первой половины 1980-х, которые нужно посмотреть:

Карнавал. Лента Татьяны Лиозновой входит в золотой фонд отечественных кинокартин. Это история о провинциальной девушке, приехавшей покорять столицу страны. Несмотря на то, что ее мечте так и не суждено сбыться, это скорее добрая, красочная и яркая история. Неудачи не выглядят каким-то злым роком, а просто демонстрируют прозу жизни... Для советского кино это распространенная тема - призывать провинциалов не стремиться к городской жизни, к построению карьеры, к достижению каких-то высоких целей. В дихотомии личные амбиции и семья, всегда должна побеждать семья, что также показано в драме "Мужики!.." 1981 г.

Вокзал для двоих. Трагикомедия Эльдара Рязанова - жемчужина в фильмографии знакового советского режиссера. В этом фильме мы тоже видим злых, плохих и озабоченных деньгами горожан, противопоставленных простым, добрым провинциалам. Это теплая история про любовь и ценность спокойной обыденной жизни. Созвучной этой картине являются "Влюблен по собственному желанию" 1982 г., "Самая обаятельная и привлекательная" 1985 г. и "Одиноким предоставляется общежитие" 1983 г., "Где находится нофелет?" 1987 г.

Белые росы. В картине Игоря Добролюбова мы видим как провинциалы вопреки своим желаниям вдруг становятся горожанами. Деревню расселяют, землю забирают, а взамен дают квартиры в новых многоэтажных домах. В этой ленте нет критики, она полна светлых ожиданий и веры в счастливое советское будущее. Созвучной этой картине является "Любовь и голуби" 1984 г.

Родня. Фильм Никиты Михалкова был снят в 1981 г. и можно с уверенностью сказать, что он опередил свое время. В этом фильме различие между горожанами и провинциалами уже показано более резко. Новое молодое поколение выглядит безнравственным, впитавшим в себя западные ценности жизни. Тогда как старшее поколение еще живет ценностями советских времен и лишь беспомощно наблюдает за тем, как молодежь идет не по правильной дороге...

Чучело. 1960-е и 1970-е годы были богаты на картины о школьных коллективах. Класс был отличной метафорой для отражения правильных нравственных ориентиров, поучающих оступившихся или, наоборот, получающих поучение. А в картине Ролана Быкова и Аркадия Хайта была представлена история, которая показывала несостоятельность самой концепции самоорганизации и саморегулирования коллективов.

Голубые горы, или Неправдоподобная история. Эльдар Шенгелая упаковал в трагикомедию очень болезненный аспект общественного устройства - всепоглощающей бюрократии. Это один из самых ярких фильмов, показывающих, что советское социальное устройство было обречено на вымирание, так как с течением времени полностью потеряло способность эффективно функционировать.

Опасно для жизни! Леонид Гайдай тоже снял сатиру, в которой обратил внимание зрителей на бюрократизм, на взяточничество, на расхождение между декларируемыми советскими ценностями и тем, что на самом деле делают и думают реальные советские люди.

Зимняя вишня. Эта на первый взгляд обычная любовная драма на самом деле стала одним из ярких предвестников серьезных изменений в советском обществе. Тут мы видим несчастных людей. И единственной возможностью обрести счастье становится перспектива покинуть страну и предать то, что было любимым и ценным все предыдущие годы. Однако главная героиня так и не решается этот шаг, оставаясь страдать дальше. Созвучной этой картине является "Одинокая женщина желает познакомиться" 1986 г.

Иди и смотри. В 1980-е годы военное кино практически не снимали. Но ровно в середине декады Элем Климов снял мощный и очень жестокий фильм о том, как размеренная жизнь резко рушится и превращается в кошмар на яву. Как власть захватывают противники и разрушают абсолютно все на своем пути...

Курьер. Лента Карена Шахназарова очень ярко отражает состояние общества на пороге краха СССР. Молодое поколение четко видит, что советские идеи про свободу, равенство и братство - это всего лишь идеи и жизнь устроена совсем по другим принципам. Главные герои понимают, что успех синонимичен обладанию властью и деньгами. А советские лозунги - это лишь вызубренные слова, которые лишены практического применения. Пессимизм витает в воздухе, но еще не получил открытое выражение.

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )