1. Частная психопатология
Аронофски рассматривает безумие под микроскопом – от невротических проявлений до манифестации психоза. Его герои – люди, одержимые навязчивостями, будь то перфекционизм, как в «Черном лебеде» или поиск смыла математической загадки, как в «Пи». Персонажей Аронофски разрушают их желания, вышедшие из-под контроля.
2. Хип-хоп монтаж
Главный прием, с которым ассоциируется стиль Аронофски, сам автор назвал «хип-хоп монтажом». Быстрый темп смены кадров сопровождается звуковыми эффектами, которые изображают состояние измененного сознания персонажей. Каждый из кадров в «хип-хоп монтаже» длится примерно полсекунды. За это время зритель успевает распознать, что содержит кадр, но у него не хватает времени обдумать увиденное, что провоцирует определенный дискомфорт и повышает уровень эмоционального напряжения.
3. Сюрреализм
Сны и фантазии героев Аронофски неотделимы от внешних событий. Режиссер демонстрирует на экране психическую реальность персонажей, где фобии предстают в виде пугающих образов. Порой даже в конце фильма трудно понять, происходили ли события на самом деле или мы имели дело с фантазиями героев. Скорее – 50 на 50.
4. Пленка
Все свои фильмы режиссер снимает на пленку. «Мне нравится это ощущение, когда ты не знаешь, что именно у тебя получается, пока не проявишь пленку. Вот этот химический процесс проявки пленки превращает кино в магию» - говорит Аронофски.
5. Субъективная камера и нестандартные ракурсы
Для того, чтобы погрузить зрителя в психическую реальность персонажей, Аронофски и его оператор Мэттью Либатик используют субъективную камеру, широкоугольную оптику, рапид и таймлапс. Эти техники позволяют визуально передать субъективные ощущения героев, искажения пространства и времени.
6. «Дыхание в спину»
Еще один излюбленный прием Аронофски – съемка со спины. Дыхание в спину невольно ассоциируется с ощущением преследования и провоцирует у зрителя нарастание тревоги.
7. «Взгляд Бога»
Камера смотрит на персонажей сверху – так заканчивается «Реквием по мечте» и «Черный лебедь». Этот же прием используется и в других фильмах Аронофски, иногда в сочетании с круговым вращением. Таким образом режиссер подчеркивает отчужденность героев и обозначает присутствие некой метафизической силы.
8. Выцветание кадра
Режиссер использует эффект выцветания кадра в конце фильмов или логических эпизодов. Это своего рода визуализация бессилия, провала в памяти в моменты, когда навязчивости буквально «высасывают» из персонажей все силы.
9. Телесность и увечья
Психические страдания героев не могут не отражаться на их телах. Поэтому Аронофски демонстрирует в деталях травмы и повреждения, которые порой персонажи наносят сами себе.
10. Религиозные мотивы
Начиная с «Пи» Аронофски ведет со зрителем, кажется, бесконечный диалог о религии и её месте в жизни человека. Как и его герои, режиссер словно зациклен на поиске некоего высшего начала. Так, свой последний на сегодняшний день фильма «мама!» Аронофски назвал «вольной интерпретацией священного писания через призму собственного эго».
О режиссёрском стиле Дэвида Линча, Ларса фон Триера, Ингмара Бергмана и других мастеров кино читайте на канале в Telegram.