Найти тему
Песня о счастье

Становление мужественности или Сколько восхищения необходимо для развития (возраст от 3 до 5 лет)

Это не про возраст. Про нас с вами, про сложные ситуации и способы выхода из них.

Сегодняшняя тема, в норме, – возраст от 3 до 5 лет. В норме, к этому возрасту человек должен определиться, кем он будет, мальчиком или девочкой. Данная статья о роли восхищения в этом процессе.

фото unsplash.com
фото unsplash.com

Напомню, здесь мы рассматриваем базовый курс детской психологии. О том, что и в каком возрасте у нас развивается.

Первая статья цикла базовой психологии здесь .

Первая статья по данной теме здесь .

Становление мужественности и роль восхищения

Возраст, когда ребёнку нужно сформировать свой полюс в первую очередь. В данном случае, мальчику – мужественность. А после этого второй полюс тоже обязательно проявится.

Подходим к фалло-нарциссической и эдипальной фазам у мальчиков. В какой-то момент ребёнок достиг объектного постоянства и заметил, что у мамы есть свой внутренний мир. И это не обязательно папа, это могут быть интересы мамы. Все мы, мамы разные, по-разному развивались.

Смысл данной стадии для ребёнка стать лучшим. Т.е. для мальчика, быть тем, кем мама восхищается. Это начало формирования самооценки. И в этот момент мальчик отвечает себе на вопрос, а что собственно маме нравится.

Если папа маме нравится, то мальчик точно знает, что ему нужно делать.

Но современная женщина, как мультиварка, она может варить 33 вещества в одном флаконе. Нравятся ей разные мужчины, иногда герои сериалов, иногда мастера, иногда у неё такая подружка, как Нонна Мордюкова в фильме «Комиссар». И когда ребёнок ориентируется на маму, он сканирует главное, каким мне надо быть, чтобы мама мною восхищалась.

Ориентация идёт на весь материнский мир. То, чем мама восхищается, для мальчика вписывается в понимание мужественности. Не в классическом понимании, которое снимается со всех мужских фигур. В современном мире немного иначе, к сожалению. Ещё сто лет назад женщины искренне восхищались мужской силой, без которой быт был невозможным. Психика формировалась веками, и в ней ничего не изменилось, она не зависит от культуры. Психика не изменилась, реалии современных мам, - да.

Раньше голод – это сигнал побежать на охоту, теперь, - побежать к холодильнику. Мышцы не задействованы, поэтому пищеварительная система нынешнего человека обречена на болезни. То же самое с эдипальной фазой, появляется потребность в восхищении и способность конкурировать.

Ребёнку требуется восхищение, но реальность бывает разной, иногда он его не получает, иногда получает лишку. Если человек в детстве не дополучает восхищение, формируется экзистенциальный стыд. Человек ещё ничего не сделал. Стыд очень сильно отличается от вины, потому что вина – это всегда за действие. Вина – чувство самоуправляемое. Если я что-то сделал, я могу не делать, это мой способ стать лучше. А если я чувствую себя плохим по сути, недостаточно хорошим, это самое труднопереносимое человеком чувство, - стыд. Как правило, стыд маскируется и человек, недополучив восхищение, «семечко недополили», становится перфекционистом. Плохо ли это – большой вопрос!? С точки зрения психологии, эта схема глубоко патологична, если ты не можешь быть идеальным, это может привести к «не быть вообще».

  • Ребёнок дополучил восхищение – появляются самоуверенность и конкурентоспособность;
  • Ребёнок получил слишком много восхищения – завышенная самооценка, сейчас мы получили много таких "специалистов", особенно мужчин.
  • Ребёнок недополучил восхищение – перфекционизм и неконкурентоспособность, может дать хороший уровень мастерства. С одной стороны, постоянно ведётся необходимая работа над собой и результатом своего труда. С другой, - фало-нарциссическая стадия не пройдена, баланс в психике нарушен. Беда современности – умные люди не на что не претендуют. Получается ловушка.

Предлагаю смотреть на психику, как на давно сформированный организм, глядя на который очень важно наблюдать и размышлять. Очень важно именно сочетание факторов.

Хорошей иллюстрацией здесь будет рассказ «Мышки по норкам» Александра Цыпкина.

Если теории психотерапии рассматривать, как кино, они могут дать очень полезные рецепты для жизненных ситуаций.

Некоторым, как бы не восхищалась ими мама, комплекс неполноценности вмонтирован кем-то свыше, чтобы талант не сгорал слишком быстро.

1. Комплекс неполноценности врождённый. Это защита от сумасшествия. Порой не нам решать, какой уровень мастерства станет удовлетворительным.

2. Комплекс неполноценности подарен средой. Иногда полезно признать свой комплекс неполноценности, который подарили родители и учителя, иначе может быть опасно.

Конкурентоспособность – это право заявлять о себе среди таких же людей. К отсутствию конкурентоспособности относимся, как к части психики, которую не всегда надо убирать. Ничего не выкидываем из психики! Мамочки, прислушиваемся к своей интуиции относительно детей!

Подробнее можно послушать в лекции Екатерины Сокальской :

Благодарю за внимание, продолжение следует!

Подписывайтесь и ставьте лайк!

Следующая статья по данной теме здесь.