Согласно списку населенных мест Сибирского края (1926г.) деревня Верхо-Бродова возникла на реке Тигинка аж в 1715 году. По другим источникам датой образования является 1850 год. В 1854г. Верхо-Бродова отмечена в составе Еловской волости Красноярского уезда. Были у деревни, как же без этого, и другие названия: Ямки и Засимовка. К 1926 году 606 жителей проживали в 110 хозяйствах.
Деревня Верхобродово расположена между гор в ложбине в 3 километрах севернее Лакино и приблизительно в 10 километрах от Большой Мурты. Под горой протекает грязный ручей, а когда-то это была глубокая чистая река Тигинка. Водились в ней щука и налим. Работали две водяные мельницы. Под горой у кладбища стояла небольшая деревянная часовня. Колокола тревожно оповещали, если в деревне случался пожар или еще какая беда. Печальным звоном провожали усопших в последний путь. Задорно, радостно звонили в святые праздники, особенно на пасху. По некоторым сведениям, на левом берегу реки жили одни татары. Они и были первыми поселенцами и основателями деревни Верхобродово. На правом берегу жили чалдоны и переселенцы из Белоруссии, приехавшие в Сибирь в 20-е годы XX века. Привезли они с собой свои обычаи. Верхобродовские белорусы были православными в отличие от белорусов Лакино. Когда гуляли свадьбу, гости съезжались со своим угощением. Из обуви плели лапти из бересты. Катали валенки. Кожаной обуви не делали. Нижние юбки (подъюбники) называли «низик» (по всей видимости это аналог сподниц). Полушубки из овчины шили. Чтобы вызвать дождь, говорили, что трем вдовам нужно пойти на кладбище, взять земли с могилок трех утопленников и бросить их в колодец. Мак в колодцы бросали.
Были и зажиточные крестьяне, их раскулачили и сослали.
В 1933 году организовали колхоз «1 мая», первым председателем стал Петр Пенигин. Имел колхоз животноводческую ферму. Содержали дойное стадо коров, а также свиней, овец, гусей, кур. На конном дворе резвились лошади. Техники, почитай, не было. Руки, да рабочие лошади. Неподалеку от деревни располагались пять полевых станов, на которых во время посевной и уборочной жили круглосуточно рабочие. Сеяли пшеницу, рожь, ячмень, овес, гречиху, просо, горох, коноплю, лен, мак. После сдачи плана государству, выдавали колхозникам натуральную плату за трудодни.
Открыли в колхозе клуб, избу-читальню, сельский совет, начальную школу, колхозную контору, детсад, детские ясли. Жили весело, праздники отмечали всей деревней. В клуб ходили все: молодежь, взрослые и старики. Участвовали в художественной самодеятельности, в разных кружках.
Не только отдыхали, но и работали дружно. Особенно в сенокосную пору на заготовке кормов. На покосы ездили на лошадях километров за 10-12 от деревни. Уже туман сгущается в низинах. Люди уставшие возвращаются с работы, но с песней.
Началась Великая Отечественная война, почти все мужчины ушли на фронт. Старики, женщины, дети голодные, полураздетые, порой босые, работали почти бесплатно. Тяжело было, но люди не пали духом, старались, помогали фронту, надеялись и ждали лучших времен. Дети рано взрослели. После 2-4 классов шли работать наравне со взрослыми.
На полях сражений пропали без вести: Артемов Филипп Захарович, Дроздов Роман Иванович, Карякин Абросим Андреевич, Климов Сергей Фомич, Куденков Карп Михайлович, Мартыненко Николай Федосеевич, Огаркин Степан Акимович, Огарник Василий Шорхович, Попов Семен Павлович, Прохоренко Роман, Сафин Аскар Михайлович, Семишин Егор Александрович, Сикорский Дмитрий Григорьевич, Соловьев Алексей Федорович, Стружницкий Михаил Павлович, Ступенский Моисей Павлович.
Суденков Николай Прокопьевич родился в Верхобродово в 1926 году. В 1943-м ему исполнилось 17 лет, и его призвали в армию. Направили в Заозерное в учебную часть, где готовили младший командирский состав. После учебы новоиспеченных ефрейторов перебросили на Запад – в Кировоградскую область. На фронт Николай попал в начале 1945 года, воевал в 12-й гвардейской механизированной бригаде. Не дойдя до Берлина 30км, 1 апреля 1945г. получил тяжелое ранение в голову, лечился в госпитале, где и встретил Победу. Вернулся домой в июле 1945г. Награжден орденом Великой отечественной войны, медалями «За освобождение Чехословакии», «За победу над Германией».
В деревне Лакино к 30-летию Победы установили монумент в память о фронтовиках из трех сел - Лакино, Верхобродово и Хмелево. Из них на войну забрали 156 человек. Каждый второй погиб на полях сражений.
В июне 1950г. года произошло укрупнение колхоза. Слились три хозяйства: «Первое мая» (Верхобродово), «Волна революций» (Хмелево) и «Большевик» (Лакино). В январе 1983г. на базе трех сел создано новое хозяйство – колхоз «Юбилейный». Население росло. Причины, по которым сюда попадали, были разные.
До войны семья Вебер жила в г.Житомир. Отец работал потником, мать занималась хозяйством и детьми. Во время войны всю семью угнали в Германию. Отец во время переезда пропал. Мать Ульяна Адольфовна работала служанкой у немцев, чтобы прокормить семью. В 1944г. семью Вебер вывезли в Сибирь, в деревню Мостовское Большемуртинского района. В 1949г. нашелся отец Густав Готлибович. И в этом же году вся семья переехала в деревню Верхобродово. После смерти родителей в деревне остался жить сын Иван Густавович со своей семьей.
Из воспоминаний Сикорского Валерия, 1960 г.р. "Предки были из Могилевской области, Мстиславский район. Дедушка с бабушкой, мать, братья, сестры, вся наша семья приехала в Верхобродово. Приехали сюда после войны (1962 или 1963 год). В Верхобродово жили люди из разных мест. Когда мы приехали, в деревне жило много выходцев из Белоруссии. В Лакино больше поляков жило. Мы тоже поляки. По вероисповеданию наша семья православная. В Верхобродово все были православные. В Верхобродово молодежь играла край на край, но особой вражды между ней не было. Не было разделения на старожилов и переселенцев. У нас в деревне были чуваши, они в этих же годах сюда приехали. Мои родственники были женаты на чувашках. Устраивали помочи, когда сажали картошку, строили дома. Когда мы переехали, колхоз помогал строиться. Строили пятистенки и крестовые дома, в основном из сосны. Из осины делали хозяйственные постройки. У моей матери русская печка стояла посреди хаты. Печи у родственников смотрели в сторону запада. Домотканую одежду уже не шили. Из праздников отмечали Рождество, Пасху, Троицу. На Купалу прыгали через костер. Праздники гуляли все вместе".
На 2010 год в деревне проживало 145 человек. Для тех, кто здесь родился, лучше места нет. Как пели в старинной частушке - Верхобродово в логу – наглядеться не могу!