Изначально, метод Сократа (по имени древнегреческого философа, который и был основоположником метода) подразумевал под собой следующее:
Это дискуссия между двумя людьми, которые не познали истину и не владеют знаниями в чистом виде, а их установки и убеждения представляют собой проблему и предполагают поиск ответов
Двое людей, не имеющие ответов, ведут дискуссию друг с другом, чтобы эти самые ответы (истинные ответы!) найти. Причем один из участников диалога выступает как разрушитель гипотез, установок и, в последствии, направляет другого на самопознание.
Небольшой пример: "Один человек считает, что все люди плохие. Другой возводит под сомнение его гипотезу, говоря о том, что он (или его любимая мать) тоже люди, а они не плохи. Человек начинает сомневаться в собственном убеждении и спрашивает о том, какие же тогда люди? На что ему отвечают - "Я не знаю". И дальше, с помощью наводящих и открытых вопросов ему помогают познать, какого человека можно назвать плохим, почему это считается злом и т.п."
Как же использовать этот метод в самоанализе?
Учитывая, что в методе Сократа должны участвовать два человека, сложно представить, как это проделать одному. Но все же данный метод можно использовать для самоанализа:
1. Выявить свою установку, убеждение, тезис, который имеется у вас в мыслях, например, "Я скучный человек".
2. Начать поиск противоречий этого убеждения в своем опыте - "Если я скучный человек, тогда почему Маша любит со мной общаться?".
3. Задать наводящие вопросы самому себе, которые могут раскрыть историю и влияние этого убеждения: "Каким бы меня охарактеризовали другие люди?", "Размышления о чем меня привели к таким мыслям?", "Ведет ли это убеждение к другим волнующим меня проблемам?" и так далее.
4. Основываясь на полученных ответах сформировать новую мысль - "А что если я вовсе не скучный, а просто имею разные интересы с Васей, после скудного разговора с которым я посчитал себя скучным?"
Таким образом вы выступаете как и "истцом", так и "ответчиком", что позволяет использовать сократические вопросы в полной мере.
Нужно помнить!
- Так как наводящие вопросы, как и создание противоречия, исходят от нас самих, они также могут быть субъективны - поэтому стоит пройти второй и третий этап по крайней мере пару раз.
- Сформированная новая мысль также может (и должна!) быть подвергнута противоречию и вопросам. По сути использовать их как сито, чтобы оставить только нужное и верное.
- Подвергать или проверять себя и свои размышления в общении с другим человеком, чтобы посмотреть - а другому я отвечу так же, как себе?
- "Я знаю, что ничего не знаю" - это умение подвергать себя и свои мысли сомнению, что необходимо делать правильно. Сомнение должно стать критическим мышлением, а не отсутствием мыслей вовсе.