«Проведённая работа показала возможность достижения глубокой гипотермии 0,5°С при поверхностном охлаждении и полноценное восстановление животных, перенёсших 1,5-часовую клиническую смерть в условиях гипотермии»
(Щербаков, В.И. Тельпухов, А.В. Хохлов А.В. / Обратимая глубокая гипотермия целостного организма крыс // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. – 1989. – Т. 107. – № 5. – С. 543-545.)
Впервые в мировой практике искусственной гипотермии команде академика Кованова В.В. ещё в 1980-е годы удалось добился 100 % оживления высших млекопитающих (крыс) — после их охлаждения до ≈ 0°С вообще без использования каких-либо термоблокаторов, широко применяемых для угнетения терморегуляции, являющейся всегда помехой процессу захолаживания.
Данная революционная находка инициировала резкий всплеск исследовательской активности по гипотермической тематике, а авторские статьи тех лет (1988, 1989) стали своеобразной «настольной книгой» для всех исследователей соответствующей специализации.
К сожалению, как это часто бывает в науке, многие из заочных учеников-последователей, приобретя дистанционно столь многообещающие для их кругозора знания, затем резко решили идти уже только «своим путём» — то есть совершенно не ссылаться на каких-то там «учителей-новаторов», а преподносить позаимствованное у них как, якобы, уже свои собственные «достижения». Но пусть это остаётся на их совести!
А потому давайте рассмотрим необоснованно-дерзкие поползновения на наш приоритет — этих зарвавшихся деятелей. В тоже время уделим внимание их вопиющим ошибкам, вызывающим у нас лишь саркастические улыбки.
Итак, приступим. Прежде всего необходимо отметить — если, предположим, вы остановились вначале своего гипотермического пути перед, казалось бы, трудным выбором какого-нибудь жидкого или газового теплоносителя — для экспериментов, связанных с захолаживанием высшего млекопитающего (к которым, между прочим, относится и всем известная крыса)...
— То в таком случае, общее требование к любому потенциальному хладагенту, применительно ваших опытов по охлаждению целостного организма, должно быть одинаково и для газа, и для жидкости. Любое выбираемое жидкое или газообразное вещество (необходимое для передачи тепловой энергии), прежде всего, должно находиться в постоянном «движении».
То есть самое главное предназначение данной жидкости или газа при подобных гипотермических изысканиях следующее — выбранный теплоноситель обязательно (!) должен непрерывно омывать охлаждаемый/согреваемый объект ваших исследований (что однозначно подтвердили уже наши собственные эксклюзивные и притом удачные опыты).
А потому давайте сразу же рассмотрим связанные с этим, оказывается не таким уж и сложным выбором, характерные ошибки — к сожалению, сплошь и рядом встречающиеся до сих пор абсолютно у всех наших дистанционных учеников-последователей (порой не признающихся даже самим себе в столь явной преемственности на расстоянии).
Ведь хорошо известно — самые прилежнейшие из подражателей-школяров из-за присущей им самонадеянности могут чего-нибудь да прошляпить...
Потому-то и не надо забывать, что в этом деле мы «пионеры-сэнсэи», а значит кому угодно можем «дать фору» — предоставить вполне дельный совет, исходящий от зачинателей данной методики. К настоящему времени уже ставшей — классической.
Итак. Хотя некоторые другие учёные-биологи и предполагали, что во время экспозиции организма млекопитающего именно в проточной ледяной воде, гипотермия за счёт лучшего теплосъёма с его поверхности будет развиваться более интенсивно, чем в погружной ванне с непроточной ледяной водой или же в неподвижной ледяной шуге — когда между телом животного и окружающим его неподвижным хладагентом образуется тонкая прослойка из нагретой воды (так называемое «тепловое одеяло»), которая и препятствует тепловым потерям из организма в окружающую среду...
Тем не менее, метод принудительной конвекции никто из иных исследователей в своих экспериментах по гипотермии до Академгруппы Кованова вообще не применял — в силу определённых причин, связанных в том числе и с незнанием большинством биологов всевозможных аспектов теплопередачи.
Таким образом, впервые в мировой экспериментальной практике для целей эффективного охлаждения/согревания подопытного животного командой академика Кованова был предложен обычный лабораторный охлаждающий/согревающий ультратермостат.
А потому одновременное охлаждение/согревание сразу всей поверхности высшего млекопитающего, в том числе и головы (!) животного, именно проточной ледяной/тёплой водой стало инновационным прорывом в области искусственной гипотермии.
Благодаря принудительной (искусственной) конвекции, вызванной работой перекачивающего насоса охлаждающего/согревающего ультратермостата, сотрудникам Академгруппы удалось значительно улучшить теплоотдачу по сравнению с общепринятым классическим охлаждением животного в обычной погружной ванне с непроточной ледяной водой или в неподвижной ледяной шуге.
Но всё же, только применение оригинальной интубационной трубки собственной конструкции при проведении искусственной вентиляции легких (ИВЛ) мелких лабораторных животных, находящихся полностью в подводном положении, позволило научному подразделению Кованова осуществить эффективную глубокую гипотермию в условиях продолжительного многочасового эксперимента.
Но об этом речь пойдёт уже в другой статье...