Введение.
Здравствуйте.
С каждым подорожанием доллара, у нас растет цена на бензин. С каждым понижением доллара цена тоже немного растёт. Это факт, спорить с этим бесполезно, на этом строится экономика и при политическо-экономической системе России так и должно быть. Бесполезно это доказывать всем обиженным, они не поймут, да я и не смогу простыми словами. Я знаю, как это построено, но пока не могу сформулировать. В связи, с постоянным ростом цен на бензин, многие не жившие в СССР, начали кричать.
В СССР бензин был очень дешёвый и никогда не дорожал!
Спешу вас огорчить, это далеко не так.
Часть первая. Немного истории.
Первые автозаправки в Российской империи появились в 1914 году, их было не так много, всего 400. С 1930х годов количество автозаправок неуклонно росло, их уже было более 1000. И уже в 1950 годах послевоенной СССР, количество заправок перевалило за 3000 и продолжало расти, так же появлялись передвижные АЗС. Сейчас в России 75 000 заправочных станций.
В СССР все заводы и заправки принадлежали государству (заметьте, не народу). Соответственно гост по бензину и цена на всех заправках была одинаковая, согласно госкомцен (государственный комитет ценообразования). Что было с ценами до 1968 года я не нашёл а вот прейскурант № 083, утвержденный 29 ноября 1968г за № 882 Государственным комитетом цен при Госплане СССР:
А-66 ГОСТ 2084-67 0-60 копеек
А-72 ГОСТ 2084-67 - 0-70 копеек
А-76 ГОСТ 2084-67 0-75 копеек
АИ-93 ГОСТ 2084-67 0-95 копеек
АИ-98 ГОСТ 2084-67 1-05 копеек
Сланцевый РТУ ЭССР 268-63 - 0-60 копеек
Экстра ВТУ НП 67-60 1—00 копеек
Авиационный Б-70 ГОСТ 1012-54 1-20 копеек
Топливная смесь ВТУ 30-8-63 0-80 копеек
Это за 10 литров.
Источник : https://fishki.net/auto/2235886-istorija-benzozapravok-azs-v-mire-i-sssr.html
Обусловлено это тем, что частных автомобилей практически не было, и весь бензин шёл, в основном, на пассажирский и грузовой транспорт.
В 1973-1974 году произошел нефтяной кризис в мире, и цены поползли вверх, в среднем в СССР он подорожал на 5 копеек.
Подробно о кризисе
До 1980х годов количество частных автомобилей росло, и государство уже не могло полностью обслуживать все автомобили, начался дефицит топлива в и в 1978 году было принято решение, поднять цены на бензин дополнительно, почти в два раза.
В 1981 году, подняли цену ещё в два раза и больше до распада СССР, цена не поднималась.
В коротком итоге, мы видим, что за послевоенною историю СССР, бензин дорожал 4 раза и довольно значительно.
После 1993 года, заводы, автозаправки переходят в частные руки, и начинается полный шалтай-болтай.
Интересные факты.
- В послевоенные годы на заправочных станциях можно было встретить марки бензина такие, как: А-56, А-66, А-70 и А-74. Позже, в 60-е годы, в перечне бензинов, предлагаемых на АЗС, появился А-72, А-76 и АИ-93. Бензин А-66 считался зимним и выпускался, в том числе для нужд северных регионов страны. В то время как А-76 относился к летнему бензину и проявлял свои качества наиболее хорошо в теплое время года.
- А еще советский бензин окрашивали в определенные цвета: А-66 - в красный, А-76 - в зеленый, а бензин АИ-93 - в синий. Что до цен, то за три рубля на автотрассе мальчишки могли купить у водителей грузовиков двадцать литров бензина А-76.
- На сегодняшний день половина видов бензина упразднена и убрана с заправок. А другая половина изменена по составу и полностью перепрофилирована. Таким образом, нельзя сказать, что бензин А-93 и А-98 равняется сегодняшним А-92 и А-95 , это совершенно разные марки, но нам так удобнее.
Часть вторая. Сравнительно-ценовая.
Меньше слов, больше цифр.
Ранее у меня были темы подсчёта Советского рубля 1980 года по отношению Российскому 2020.
Тут и Тут. Почитайте, это интересно.
А теперь соотношение рублей по стоимости бензина. Рубль по бензинному курсу 1980 года примерно 1 советский рубль = 113 Российским рублям.
Разъяснение по таблице. Первая таблица, как понятно, показывает стоимость основных марок бензина в разные годы. Вторая показывает, сколько бензина можно купить на среднюю зарплату (с учётом ндфл) тогда и сейчас. Очень много, комментариев на тему, что сейчас 40 000 рублей по росстату почти никто не получает, как будто в 1980году все поголовно 180 рублей получали (странные, ей богу). Я пошёл на поводу и посчитал по медианной зарплате.
Медианная зарплата в 2020 году 30 500 рублей
И третья таблица показывает, сколько машин зарегистрировано на каждый год эксперимента.
Как видим, машин сейчас больше и по цене бензин намного дешевле.
Часть третья. Практическая.
От слов к делу. Маленькое уточнение, сейчас технологии лучше и прогресс не стоит на месте, так что я решил брать одинаковый расход топлива.
Дорога Москва-Липецк или Липецк-Москва 435км, будем брать конкретно от точки до точки 450км.
- 1982 год, Москвич 412, расход топлива 10 (8-10, если точно) литров на 100 км 0,1литр – км, 45 литров на весь путь, топливо А-76 по 30 копеек/литр = 13 рублей 50 копеек.
- 2020 год, Шевроле Лачетти, расход топлива 10 (6,5-8, если точно). Те же 45 литров по 45 рублей 2025 рублей.
13,5 рублей от средней зарплаты 180 рублей это 7,5% зарплаты
2025 рублей от медианной зарплаты 30 500 рублей это 6,7% зарплаты.
Для чистоты эксперимента, я посчитал сегодняшний расход 7,5 л/100 км, а 1980 год, 9 л/100 км. Расход на дорогу сейчас 34 литра и тогда 40 литров.
6 литров экономии. А это уже совсем другой расклад.
Заключение.
1. За 40 лет цена на бензин росла 4 раза. В бензине стабильности не было, и никто не знал, что будет дальше.
2. По цене. До 1968 года бензин в прямом смысле стоил копейки, но из-за минимального количества частных машин, это практически бесполезно. С 1980 года бензин стал дороже, был даже дефицит и дороже чем сейчас.
3. На зарплату, длинные путешествия без учета прогресса, в 1980 году были, немного дороже, всего 0,8% . А с учетом прогресса почти 2,2%
Ну, не будем унывать, бензин дорожает, зарплата не увеличивается, возможно, скоро, миф о дешевизне бензина в СССР, будет реальностью. Но пока нет.