Найти тему

Можно ли считать святой отшельницу Агафью Лыкову

Всем людям нужны деньги - без них невозможно жить в современном обществе. Большинство из нас только и думает о том, как заработать больше, а потратить меньше. Делает ли это нас счастливее? Вряд ли. Большинство людей, ностальжирующих по Советскому Союзу, на самом деле тоскуют только об одном - о возможности почти не думать о деньгах.

Но есть на просторах нашей страны единственная женщина, которая не нуждается в деньгах, - конечно, это Агафья Лыкова. Ей 76 лет, но у нее нет ни пенсии, ни паспорта. А ничего ведь, живет, и даже выглядит весьма неплохо для своих лет.

Агафье здесь не менее 35 лет. Прямо красотка!
Агафье здесь не менее 35 лет. Прямо красотка!

Всякий раз, когда меня достают нелепыми требованиями на работе, я вспоминаю эту женщину и мечтаю хоть ненадолго сбежать в ее таежную обитель. Но для меня это, конечно, недоступная роскошь - дешевле съездить на курорт в какую-нибудь Турцию, чем попасть в гости к Агафье. Это при том, что сама она прекрасно обходится без денег.

Но вообще-то я сегодня хотела поговорить не о деньгах, а о святости - ведь именно это качество (или его видимость) привлекает к Агафье не последних людей мира сего.

Вера Агафьи не обычная, православная, а - старая. Описывать историю раскола не буду, отмечу только, что начался он при царе Алексее Михайловиче еще в 17 веке. Староверы не приняли поправок в богослужебных книгах, сделанных в соответствии с Византийскими первоисточниками. За это они оказались гонимыми при царской власти, а при Советской власти они были гонимы за веру наравне с православными.

Вообще я староверов очень уважаю - многие из них за свои убеждения шли на смерть. К тому же мои предки по линии отца были староверами - беспоповцами часовенного толка - той же самой веры, что и Агафья.

В детстве меня крестила прабабушка-староверка, потом к вере пришла (или вернулась) ее дочь, моя бабушка.

Это старообрядческая книга моей прабабушки, она называется "Часослов". Фото из архива автора
Это старообрядческая книга моей прабабушки, она называется "Часослов". Фото из архива автора

Перечислю постулаты старой веры в том виде, как их донесла до меня моя бабушка:

1. Волосы. Женщинам их нельзя стричь и обязательно заплетать: девушкам - одну косу, замужним женщинам - две. Голова должна быть обязательно покрыта платком, особенно у замужней. Мужчинам, соответственно, нельзя брить бороду.
2. Одежда. Женщина обязательно должна носить исподнюю рубаху с длинным рукавом, поверх ее - сарафан, на сарафане - пояс. Белье носить грех.
3. Грех смотреть телевизор, курить (бесам кадить), пить чай (чай пить - от Бога отчаиваться), есть картошку ("чертово яблоко" ), есть из одной посуды с мирскими (сюда включаются все, кроме их единоверцев), грех краситься, вставлять зубы, фотографироваться и т.д.
4. Спасутся только те, кто крещен в их веру и в строгости соблюдает все эти правила. Даже со старообрядцами другого толка общаться - грех. Тем более - с православными (вернее, "никонианами" и "щепотниками"). Никонианская вера слишком мягкая, поэтому не спасительная. Все остальные веры - еще хуже, потому что дальше от истины.
5. Все грехи нужно отрабатывать - класть земные поклоны, так как причастия нет и нет прощения грехов. За убийство комара, мухи или таракана, например, три поклона. За более серьезные грехи, соответственно, больше, но я не помню сколько.
6. Ну и, конечно, нужно молиться и соблюдать посты в полном соответствии с Уставом.

Мне тогда было лет 17, и я поняла, что мне не спастись... Потом, лет через 15, я, взвесив все "за" и "против" решила принять Православие.

Так вот, это вера не только моей бабушки, но и семьи Лыковых. Теперь давайте сравним этот список с образом жизни Агафьи.

Что касается поста и молитвы - я думаю, да, она все соблюдает.

По части одежды и волос - да, она одевается в полном соответствии с постулатами веры.

По части еды. В основном, все соблюдается - кроме картошки. От нее не отказывался даже тятя Агафьи, Карп Осипович. Без нее семья не выжила бы, это понятно. Тем не менее, это отступление от веры.

Табличка на входе в обитель. Обратите внимание на нижнюю часть: "Фотоаппараты и кинокамеры оставляйте здесь. Христова апостольская и соборная церковь строго запрещает христианам сниматься. Правило святых отец седьмого Вселенского собора". Но, судя по обилию фотографий в интернете, далеко не все оставляют свои фотоаппараты и кинокамеры ЗДЕСЬ. Фото из интернета
Табличка на входе в обитель. Обратите внимание на нижнюю часть: "Фотоаппараты и кинокамеры оставляйте здесь. Христова апостольская и соборная церковь строго запрещает христианам сниматься. Правило святых отец седьмого Вселенского собора". Но, судя по обилию фотографий в интернете, далеко не все оставляют свои фотоаппараты и кинокамеры ЗДЕСЬ. Фото из интернета

Плюс Агафья фотографируется, даже, на мой взгляд, любит фотографироваться. Во всяком случае, недовольной не выглядит. Это еще более серьезное отступление от строгой веры - старших Лыковых можно было сфотографировать только тайком.

И, конечно, то, что Агафья чем дальше, тем больше общается с мирскими (особенно высокими начальниками) - она без них уже просто жить не может.

Такой явно грешный предмет, как рация, Агафье очень нравится. Когда ей плохо или просто скучно, она звонит и вызывает вертолет. Фото из интернета
Такой явно грешный предмет, как рация, Агафье очень нравится. Когда ей плохо или просто скучно, она звонит и вызывает вертолет. Фото из интернета

Так что святость нашей героини, если исходить из тех постулатов, которые описывала мне бабушка, под большим вопросом.

Но можно попробовать оттолкнуться от признаков, по которым происходит канонизация православных святых, они сформированы еще в семнадцатом веке. По свидетельству Иерусалимского патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях:

1. Православие безукоризненное;

2. Совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;

3. Проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

Разберем по пунктам.

Первое. Конечно, с точки зрения РПЦ Агафья - не православная, а раскольница, сектантка. Но предположим, что РПЦ ошибается, а сама Агафья, конечно, считает свою веру истинно православной.

Второе. Можно предположить, что Карп ушел в тайгу исключительно из соображений веры. Но перед Агафьей этот выбор не стоял - она родилась в тайге и по-другому просто не может жить. К тому же сегодня Агафья явно предпочитает жизнь на земле жизни на Небе. То есть, в настоящее время она живет только за счет отступлений от веры, и, более того, вера ее неплохо кормит.

Третье. Конечно, можно считать чудом то, что на нее, например, ни разу не напал медведь, и вообще она и ее семья выжила. Но, в принципе, таким же чудом является любая жизнь. На этом чудеса заканчиваются - ни молитвенной помощи другим людям, ни исцелений, ни пророчеств... Сравним: вокруг обители отшельника Сергия Радонежского образовался монастырь, позже ставший Троице-Сергиевой лаврой, Серафим Саровский тоже стал основателем монастыря... В нашем случае масштаб личности совсем другой. Агафья, в общем-то, дама неуживчивая - ни в скиту со своими единоверцами жить не смогла, ни у нее никто надолго не задерживается. Сколько времени ищут ей помощницу-староверку - молодую, здоровую и послушную, но что-то никто не находится. Так что с величайшей христианской добродетелью - смирением у нее как-то не очень.

Что останется после нее и ее веры? Старообрядческий скит? Вряд ли. Музей отшельницы Агафьи Лыковой, в лучшем случае. В нем, возможно, будут лежать ее книги и иконы, предметы быта (если высокопоставленные друзья не посчитают, что им оно нужнее)... И рация?!

Но, с другой стороны, Агафья еще жива, а любой живой человек может в минуту переменить свою жизнь и превратиться как из грешника в праведника, так и наоборот. Так что вопрос о канонизации живых людей перед Церковью никогда не стоял, а значит, пока ее поклонники могут молиться за нее (и то не в церкви, а только дома, если они сами не старообрядцы, конечно), а не ей, как святой, стоящей перед Богом.

Эта статья - ни в коем случае не осуждение, а рассуждение.

Я, действительно, уважаю эту женщину и даже чувствую с ней некоторое духовное родство, мне интересен образ жизни ее и, особенно, ее семьи во время полного отрыва от цивилизации. Я понимаю, что она - не простой человек, а как бы живое ископаемое, что нужно изучать ее язык, ее образ жизни и т.д.

Но мне не нравится шумиха вокруг ее самой и ее религиозности, не нравится ее дружба с сильными мира сего. От этого веет какой-то фальшью и показушностью. Мне стыдно читать о том, что ездят и фотографируются с ней, как с неведомой зверушкой, политики и успешные блогеры, повышая тем самым свои рейтинги. То есть, не имея денег, эта женщина помогает их зарабатывать другим, при этом сама не остается внакладе.

А вы, дорогие читатели, считаете Агафью святой? Или, на ваш взгляд, она, ловко используя свое положение, тянет деньги из бюджета? Пишите в комментариях!

Если статья понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь!