Методы познания мира, его закономерностей, берут свою историю еще с самых древних времен, с момента зарождения человечества, когда первые из нас опытом проб и ошибок узнавали новое.
По мере развития как и общества и науки, так и человека как вид, количество методов познания также увеличивалось. Давайте же разберем основные из них, какой лучше выбрать и как их применять на практике?
Методы познания можно поделить на 2 большие группы: эмпирические (основанные на опыте) и теоретические (основанные на мыслях, знаниях):
Эмпирические
Выделим 3 основных метода, чаще всего используемые людьми:
- Наблюдение - метод познания через органы чувств, в основном через зрение. Мы наблюдаем за объектом, его свойствами или процессом.
После включения чайника, мы замечаем, что вода внутри него начинает кипеть и через носик идет пар
- Эксперимент - мы наблюдаем за объектом или процессов в особых, контролируемых и специально созданных условиях.
Чайник нагревается при подключении к любой розетки, при накрытии носика полотенцем, при отсутствии воды
- Измерение - мы используем измерительные приборы, чтобы узнать об изменениях в объекте или процессе по отношению к обычному состоянию.
Используя термометр, мы можем понять, что вода в не нагретом чайнике (как и сам чайник) не имеют высокую температуру, но после включения температура повышается.
Какой из способов все таки лучше и надежнее? Однозначного ответа нет, ведь изучаемые объекты и процессы сами по себе разные. Поэтому лучший вариант - использовать все и сразу, дополняя друг друга
Наблюдая за включенным чайником мы видим пар и кипение воды, понимая, что она нагревается. Экспериментируя мы узнаем, что только подключенный к сети чайник нагревает воду и что он работает даже накрытым, пустым (а значит он будет горячим). Измеряя температуру, мы подтверждаем наличие горячей оболочки и воды. И основываясь на всех знаниях, полученных из этих методов, мы поймем, что окунать руку в воду или хвататься ей за оболочку явно не стоит
Теоретические
Выделим также 3 распространенных метода:
- Сравнение (аналогия) - метод познания через сравнение с похожими явлениями, предметами, процессами.
Вспоминая, что горячая ванна также испускала пар, включенный чайник у другу тоже, по аналогии понимаем, что наш также нагревает воду
- Анализ - мысленное разделение объекта на составляющие, с целью изучения его компонентов.
Подставка питания отделена от корпуса, в котором имеются металлические детали, также ручка лишена металлических компонентов и прикреплена неоднородно. Поэтому подставка и ручка не горячие, а корпус да
- Логика (дедукция, индукция) - причинно-следственная связь, создание гипотез, основываясь на имеющихся знаниях и опыте.
Если из воды идет пар - она горячая. Высокая температура - может обжечь. Ожог - это боль. Так что пролив на себя воду или взявшись за корпус - мне будет больно.
Как и в случае с эмпирическими методами, здесь стоит использовать все предложенные, для полноты картины мира. Ведь логика может ошибаться, если мы смотрим на новый или незнакомый объект, сравнение может оказаться ошибочным, а провести анализ, не имея представлений об объекте - тяжело.
Используя логику, мы узнаем, что можем обжечься об кипящую воду или корпус. Поэтому, анализируя структура чайника мы замечаем, что ручка безопасна и не может нагреться. Проводим аналогию, например, со сковородкой на плите, которую мы спокойно берем за ручку.
P.S.
Методов познания в обеих группах намного больше и каждый из них уникален и зачастую применим в особых условиях. Тем не менее нельзя опираться лишь на один из них, если хотите постичь новое (а не всем известный чайник), например, другого человека - используйте разные методы в сумме.
Даже читая информацию в данной статье, подкрепите, уточните и проверьте ее с другой стороны:)