Найти тему

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. Или о том, как лучше познавать мир и себя.

Оглавление

Методы познания мира, его закономерностей, берут свою историю еще с самых древних времен, с момента зарождения человечества, когда первые из нас опытом проб и ошибок узнавали новое.

По мере развития как и общества и науки, так и человека как вид, количество методов познания также увеличивалось. Давайте же разберем основные из них, какой лучше выбрать и как их применять на практике?

Методы познания можно поделить на 2 большие группы: эмпирические (основанные на опыте) и теоретические (основанные на мыслях, знаниях):

Эмпирические

Выделим 3 основных метода, чаще всего используемые людьми:

  • Наблюдение - метод познания через органы чувств, в основном через зрение. Мы наблюдаем за объектом, его свойствами или процессом.
После включения чайника, мы замечаем, что вода внутри него начинает кипеть и через носик идет пар

  • Эксперимент - мы наблюдаем за объектом или процессов в особых, контролируемых и специально созданных условиях.
Чайник нагревается при подключении к любой розетки, при накрытии носика полотенцем, при отсутствии воды

  • Измерение - мы используем измерительные приборы, чтобы узнать об изменениях в объекте или процессе по отношению к обычному состоянию.
Используя термометр, мы можем понять, что вода в не нагретом чайнике (как и сам чайник) не имеют высокую температуру, но после включения температура повышается.

Какой из способов все таки лучше и надежнее? Однозначного ответа нет, ведь изучаемые объекты и процессы сами по себе разные. Поэтому лучший вариант - использовать все и сразу, дополняя друг друга

Наблюдая за включенным чайником мы видим пар и кипение воды, понимая, что она нагревается. Экспериментируя мы узнаем, что только подключенный к сети чайник нагревает воду и что он работает даже накрытым, пустым (а значит он будет горячим). Измеряя температуру, мы подтверждаем наличие горячей оболочки и воды. И основываясь на всех знаниях, полученных из этих методов, мы поймем, что окунать руку в воду или хвататься ей за оболочку явно не стоит

Теоретические

Выделим также 3 распространенных метода:

  • Сравнение (аналогия) - метод познания через сравнение с похожими явлениями, предметами, процессами.
Вспоминая, что горячая ванна также испускала пар, включенный чайник у другу тоже, по аналогии понимаем, что наш также нагревает воду

  • Анализ - мысленное разделение объекта на составляющие, с целью изучения его компонентов.
Подставка питания отделена от корпуса, в котором имеются металлические детали, также ручка лишена металлических компонентов и прикреплена неоднородно. Поэтому подставка и ручка не горячие, а корпус да

  • Логика (дедукция, индукция) - причинно-следственная связь, создание гипотез, основываясь на имеющихся знаниях и опыте.
Если из воды идет пар - она горячая. Высокая температура - может обжечь. Ожог - это боль. Так что пролив на себя воду или взявшись за корпус - мне будет больно.

Как и в случае с эмпирическими методами, здесь стоит использовать все предложенные, для полноты картины мира. Ведь логика может ошибаться, если мы смотрим на новый или незнакомый объект, сравнение может оказаться ошибочным, а провести анализ, не имея представлений об объекте - тяжело.

Используя логику, мы узнаем, что можем обжечься об кипящую воду или корпус. Поэтому, анализируя структура чайника мы замечаем, что ручка безопасна и не может нагреться. Проводим аналогию, например, со сковородкой на плите, которую мы спокойно берем за ручку.

P.S.

Методов познания в обеих группах намного больше и каждый из них уникален и зачастую применим в особых условиях. Тем не менее нельзя опираться лишь на один из них, если хотите постичь новое (а не всем известный чайник), например, другого человека - используйте разные методы в сумме.

Даже читая информацию в данной статье, подкрепите, уточните и проверьте ее с другой стороны:)

-2