Найти тему
ЦСБИ

Обжалование действий/бездействия должностных лиц ФНС

Оглавление
Обжалование действий/бездействия должностных лиц ФНС
Обжалование действий/бездействия должностных лиц ФНС

Ведение предпринимательской и экономической деятельности всегда подразумевает взаимодействие с ИФНС. Зачастую налогоплательщики сталкиваются с противоправными действиями/бездействием должностных лиц государственного органа. Это чревато уплатой повышенного размера налога и наложением санкций.

Сотрудники организаций, отвечающие за вопросы, связанные с налогами, далеко не всегда обладают знаниями и навыками, которые дают возможность обжаловать решение налогового органа.

Какие действия/бездействия можно и нужно обжаловать?

Налоговый кодекс не дает четкого определения действиям и бездействиям сотрудников налоговой инспекции. Исходя из практики под ними подразумевается исполнение или неисполнение должностных обязанностей, возложенных нормативными актами о налогах и сборах.

Наиболее распространенными причинами обжалования являются:

  • Привлечение к ответственности за правонарушение в налоговой сфере;
  • Увеличение страховых взносов;
  • Отказ в предоставлении консультации или приеме документов;
  • Отказ в зачете или возврате суммы переплаты по налогам и сборам;
  • Требования о проведении инвентаризации.

Принимая решение отстаивать свои права, важно понимать механизм процедуры. НК определяет, что налогоплательщик должен пройти административный этап, и использовать все возможные способы обжалования в досудебном порядке. Только после этого лица наделяются правом обращаться в суд.

Жалоба как инструмент досудебного разрешения спора

Если лицо не согласно с составленными актами или считает, что действие или бездействие налогового органа является правонарушением, то оно может обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию. Сроки обращения регламентированы и составляют 1 год с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

На сегодняшний день без данного этапа не обойтись. Чтобы запустить процесс досудебного урегулирования налогового спора, лицу необходимо составить жалобу и направить ее в орган, служащими которого были допущены правонарушения.

При составлении жалобы необходимо мотивировать свои возражения, доказав их документально. Вторым важным моментом является указание полных контактных данных и наименования организации. В этом случае решение по жалобе вышестоящим органом будет вынесено в 15-ти дневные сроки.

НК РФ устанавливает требования к содержанию жалобы. Чтобы она была рассмотрена в кратчайшие сроки, обязательно соблюсти несколько правил к составлению процессуального документа:

  1. Жалоба должна быть составлена в письменном виде согласно единому образцу;
  2. Подать ее можно лично, отправив по почте или направив обращение через кабинет налогоплательщика;
  3. Обязательно указать обстоятельства ситуации, а также обоснованные требования, выдвигаемые лицом.

Разрешить спор в административном порядке - оптимальный вариант для налогоплательщиков. Это позволяет избежать дополнительных и финансовых затрат на судебное урегулирование конфликта.

Судебный порядок защиты прав

Если вышестоящая инстанция не удовлетворила жалобу, единственное решение - искать справедливости в суде. По инициативе лица, права которого нарушены, действием или бездействием должностных лиц налоговой инспекции, может быть возбуждено дело в Арбитражном суде.

Именно этот орган судебной власти обладает полномочиями рассмотрения исков в сфере налогообложения. Исковое заявление является основанием для дальнейшего рассмотрения и принятия решения по налоговому спору.

Налогоплательщику необходимо составить иск, приложив к нему свидетельство об оплате государственной пошлины, документы, подтверждающие прохождение процедуры в досудебном порядке и другие доказательства, относящиеся к делу.

Арбитражный судья принимает решение самостоятельно. Срок принятия решения составляет три месяца, но может быть увеличен в связи с загруженностью судебной системы до полугода.

Процедура обжалования

Налоговое, арбитражное и арбитражно-процессуальное законодательство динамично меняются с завидной регулярностью. Поэтому чтобы своевременно пресечь правонарушение со стороны представителей ФНС в отношении налогоплательщика, необходимо знать обо всех изменениях нормативно-правовой базы.

Но даже и эти знания могут не помочь налогоплательщику в споре. Важно грамотно составить все процессуальные документы и уметь доказать свою правовую позицию в ходе разбирательства. Необходимо своевременно начать отстаивать права и интересы, чтобы не пропустить сроки обжалования.

Мы поможем достигнуть результата и отстоять свою позицию, пройдя с Вами все этапы разбирательства. Представим ваши интересы по вопросам обжалования решений налоговых органов в порядке досудебного урегулирования спора и в суде.

Записывайтесь на консультацию по номеру +74952660836