Найти тему

Какой «Лес» без чудес?

«Лес» А.Н. Островского является одной из самых репертуарных пьес в русском театре. С момента столичной премьеры, которая состоялась 1 ноября 1871 года на сцене Александринского театра, и до эпохальной постановки В.Э. Мейерхольда в 1924 году были даны тысячи представлений, спектакли шли не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в провинции. В советские времена «Леса» шумели повсюду. «Статьи Добролюбова, школьные руководства, навыки и традиции в сценической интерпретации комедии отступили назад перед тем непосредственным чувством, которое заставляет зрителей на спектаклях «Леса» аплодировать, вызывать среди действия актёров, режиссёра и даже «автора» (!), требовать повторения отдельных сцен, — писал Б. А. Алперс. Во второй половине XX столетия эту пьесу ставили П. Фоменко, Ю. Погребничко, А. Шапиро, Ю. Соломин, Г. Козлов… Чему же обязана пьеса такой славной сценической историей? И о чём ставят «Лес» сегодня?

Гурмыжская (Ирина Мануйлова), Буланов (Борис Шильманский)
Гурмыжская (Ирина Мануйлова), Буланов (Борис Шильманский)

Рассказывает БОРИС ШИЛЬМАНСКИЙ, актёр МНДТ, исполнитель роли Алексея Буланова в спектакле «Лес» (режиссёр Евгений Ланцов):

Наш спектакль — прежде всего об актёрской профессии, о ролях, которые играют люди. И не только участники спектакля, но и персонажи. Каждый из героев исполняет какую-то роль для достижения своей личной цели. Буланов, мой персонаж, тоже, можно сказать, артист… подневольный, артист, сам того не понимая. У него очень много ролей и возможностей для игры — и слуга, и любовник... а порой не знает, что ему играть. Что прикажут, то и будет! А если не приказывают, он с ума сходит, не понимая, кем ему быть дальше. В итоге получается, что кто-то в результате этой игры остаётся человеком, и живёт по-настоящему, как Счастливцев и Несчастливцев, — а кто-то так и будет продолжать исполнять свои роли, и всё это будет искусственно, ради каких-то низких потребностей: деньги, известность и так далее. Мне кажется, этот вопрос всегда был, и остаётся актуальным. Даже сейчас, в наше время есть бедные артисты… (Улыбается) люди, готовые поделиться последней монеткой при зарплате в пятнадцать тысяч рублей. И есть такие… (Пауза) скажем так, которые номера прячут листочком бумаги, чтобы не платить сотню за парковку в центре Москвы, владея автомобилем ценой в миллионы. Пьеса «Лес» и об этом тоже…

"Этот достолюбезный провинциальный трагик..."

«Лес» действительно считается гимном Актёру, имена Геннадия Несчастливцева и Аркашки Счастливцева давно стали нарицательными. Автор при этом не идеализирует своих любимых героев, из текста даже не очень понятно, талантлива ли эта парочка, но именно она оставляет ему — Островскому — веру в человека.

Дело в том, что в имении «Пеньки» больше нет НИКОГО, кто готов отказаться от материальных благ и пожертвовать выгодой. Алексею Буланову в голову бы не пришло: «А не удавиться ли мне?», будь у него возможность жить на всём готовом. Это немного циничный, немного ленивый и очень инфантильный юноша, типаж которого мы и в своём XXI веке встречаем на каждом шагу. И даже Аксюша, которая сначала бежит топиться из-за любви, а потом, очарованная речами Несчастливцева о театре, решается «в актрисы» — всё равно в результате понимает, что её место не в труппе, а в сытом купеческом доме Восмибратова: «Чувство… оно мне дома нужно». Причины, по которым здесь могут добровольно расстаться с деньгами — либо тщеславие («А уж банкет я сделаю для вашей милости, так месяца на два в городе разговору хватит»), либо прихоть, самодурство («Нужно любовнику халат подарить, она хлеб продаёт не вовремя за бесценок; нужно любовнику ермолку с кисточкой, она лес продаёт…»)

В эпоху коммерческую, когда над всем возобладали материальные страсти, только актёрам и доступна роскошь независимости, искренности, сострадания, товарищества в самом прекрасном и высоком смысле этого слова. "...ярче, любезнее всех этот достолюбезный провинциальный трагик - Геннадий Несчастливцев. Вы не сможете не полюбить этого горемыку оборванца, который в этой тёмной среде, в этом дремучем лесу куда он попал, является носителем гуманных, благородных, возвышенных идей" ("Молва", 1880).

Несчастливцев - Михаил Калиничев, Буланов - Борис Шильманский
Несчастливцев - Михаил Калиничев, Буланов - Борис Шильманский

За смешным в своей выспренности монологом Несчастливцева из «Разбойников» стоит реальное доброе дело — деньги, отданные Аксюше и открывшие ей дорогу к счастью. Несчастливцев как премьер в мире зрителей, обычных людей — это «бог из машины», разрешающий неразрешимое, разрубающий гордиев узел драматического сюжета и превращающий печальный конец для юных влюблённых в радостный финал.

Лес (16+)

Режиссёр-постановщик — Евгений ЛАНЦОВ
Художник-постановщик — Анна ФЕДОРОВА
Авторская интерпретация музыки П. И. Чайковского — Лариса КАЗАКОВА
Заказ билетов +7(499) 182-03-47
КУПИТЬ БИЛЕТ ОНЛАЙН

-3