Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Вася Кладбищенский

Василий Розанов был очень противоречивым человеком, с нарочитой амбивалентностью мышления. Он считал, что «на предмет надо иметь именно 1000 точек зрения. Это координаты действительности, и действительность только через 1000 и улавливается».

За примером далеко ходить не нужно: в 1880 году 24-летний Василий Розанов женился на 41-летней А. П. Сусловой, которая до замужества (в 1861—1866 гг.) была любовницей женатого Достоевского. В 1886 Суслова покинула Розанова, отказавшись (и отказывалась всю его жизнь) пойти на официальный развод.

Следуя логике тысячи сторон, революционные события 1905—1907 Розанов считал не только возможным, но и необходимым освещать с различных позиций — выступая в «Новом времени» под своей фамилией как монархист и черносотенец, он под псевдонимом В. Варварин выражал в других изданиях леволиберальную, народническую, а порой и социал-демократическую точку зрения .

Пока Розанов учился в университете, у него сложилось пессимистическое мировоззрение, за что сокурсники его называли «Васей кладбищенским». По мнению мыслителя, христианство неверно трактовало вопросы пола, семьи и продолжения рода. Розанов поднимал эти темы, чтобы «оживить христианское учение» и сам же тяжело переживал, что критикует религию: «Всю жизнь посвятить на разрушение того, что одно в мире люблю, — была ли у кого печальнее судьба?»

По Розанову, христианство разрушило сущностную связь человека с Богом, поставив на место жизни — смерть, на место семьи — аскезу, на место религии — каноническое право, консисторию и морализирование, на место реальности — слова. Вместо радости оно в конце концов стало проповедовать страдания и самобичевание, отказ от земли ради неба.

-2

Василий Розанов считал, что отношение к Богу и к Церкви определяется совестью. Совесть различает в человеке субъективное и объективное, индивидуальное и личное, существенное, главное и второстепенное. Он пишет: «Нужно различать в споре о совести две стороны: 1) отношение её к Богу; 2) отношение её к Церкви. Бог по учению христианскому есть Личный бесконечный дух. Каждый с первого же взгляда поймет, что отношение к Лицу несколько иное, чем к порядку вещей, к системе вещей. Никто решительно не скажет, что и Церковь лична : напротив, лицо в ней, напр. всякого иерарха, глубоко покоряется некоторому завещанному и общему порядку»

Большую известность получил литературно-философский этюд Розанова «Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского» (1891), положивший начало последующему истолкованию Ф. М. Достоевского как религиозного мыслителя у Н . А. Бердяева, С . Н. Булгакова и других.

Еще один вопрос, который сильно занимал Розанова, метко описала Зинаида Гиппиус:

«Евреи, в религии которых для Розанова так ощутительна была связь Бога с полом, не могли не влечь его к себе. Это притяжение – да поймут меня те, кто могут, – ещё усугублялось острым и таинственным ощущением их чуждости. Розанов был не только архиариец, но архирусский, весь, сплошь, до «русопятства»,  до «свиньи-матушки» (его любовнейшая статья о России). В нем жилки не было нерусской. Без выбора понес он всё, хорошее и худое, – русское. И в отношении его к евреям входил элемент «полярности», т.е. опять элемент «пола», притяжение к «инакости». Он был к евреям «страстен» и, конечно, пристрастен: он к ним «вожделел».
-3

В сентябре 1917 года Розановы перебрались из голодного Петрограда в Сергиев Посад, где жилье им подобрал отец Павел Флоренский. Тот же Флоренский, очевидец последних дней и часов мучительно умиравшего Розанова, проницательно заметил: «…Если бы его приютил какой-либо монастырь, давал бы ему вволю махорки, сливок, сахару и пр., и пр., и, главное, щедро топил бы печи, то, я уверяю, Василий Васильевич с детской наивностью стал бы восхвалять не этот монастырь, а… все монастыри вообще, их доброту, их человечность, христианский аскетизм и т.д. И воистину, он воспел бы христианству гимн, какого не слыхивали по проникновенности лирики… Но вот, приехал В.В. в Посад. Его монастырь даже не заметил… Нахолодавшись и наголодавшись, не умея распорядиться ни деньгами, ни провизией, ни временем, этот зверек-хорек, что ли, или куничка, или ласка, душащая кур, но мнящая себя львом или тигром, все свои бедствия отнес к вине Лавры, Церкви, христианства и т.д., включительно до Иисуса Христа».

Дом, где В. В. Розанов провёл последние годы своей жизни. Современный вид. Фото из открытых источников
Дом, где В. В. Розанов провёл последние годы своей жизни. Современный вид. Фото из открытых источников

При этом он четыре раза причащался, по собственному желанию, один раз соборовался, три раза над ним читали отходную, во время которой он скончался, без мучений, спокойно и благостно». Отпевали его трое иереев: священник Соловьев, Павел Александрович Флоренский и инспектор Духовной Академии, архимандрит Иларион, будущий священномученик архиепископ Иларион (Троицкий). Похоронен в Черниговском Гефсиманском скиту.

Полный список заметок о Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре здесь

Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме , о Переславле-Залесском , о Звенигороде, Новом Иерусалиме и церковном расколе .