Из раза в раз многие мероприятия, проводимые под эгидой «Амбулаторный врач», начинаются с клинико- анатомических конференций, основанных на конкретных клинических примерах , иллюстрирующих ошибки поликлинических врачей, повлекшие за собой госпитализацию в стационар и смерть пациента. Цель таких разборов – отнюдь не поиск « крайнего» , а коллегиальная работ а н а д ошибками во избежание их повторения .
- Эффективно функционирующее медучреждение подразумевает продуктивное взаимодействие клиницистов и морфологов между собой , - убеждён профессор, заслуженный деятель науки РФ А.Л. Вёрткин, руководитель общества «Амбулаторный врач». - Не устаю повторять: клинико-анатомические разборы – лучшая школа для врач а , поскольку многие заболевания протекают , что называется , «под м ас к ой », вводя клиницистов в заблуждение. Тем не менее, и морфологам при вскрытии, вопреки рас пространённому мнению, далеко не все г д а всё ясно . Только коллегиальный разбор летального исхода в состоянии дать докторам полноценный ответ от ом, что же было с пациентом на самом д еле, -подчерк ну л э к с пер т , добавив, ч то полного совпадения клинического и патологоанатомического диагнозов невозможно .
Так, по данным главного патологоанатома Департамента здравоохранения Москвы профессора О .В. Зайратьянца, даже в лучших клиниках мира этот показатель составляет минимум 5%. И это при самом современном оборудовании, причём у стационарных , а не амбулаторных пациентов . В этой связи очевидно, что уроки следует извлекать из каждого летального исхода, по возможности , не допуская повторения допущенных просчётов. Только так можно научиться медицине.
При разборе летальных исходов на пациентов на дому в одном из округов Москвы, на рецензию была представлена 31 медицинская карта амбулаторных больных: 21 женщина и 10 мужчин, из которых у 4 случаях были установлены онкологические заболевания , в 3 – цирроз печен и, а в оставшихся 24 – причиной смерти послужила та или иная сердечно-сосудистая патология.
Примечательно, что расхождения в заключениях клиницистов и морфологов было всего 3 , что является весьма неплохим показателем , иллюстрирующим позитивные последствия не только в связи с проводимыми на протяжении последних нескольких лет в столичном сегменте отрасли реформ , но и в росте профессионализм а врачей САО. Так , 5 лет назад процент расхождений клинических и патологоанатомических диагнозов в поликлиниках округа было почти 70 % (! ).
Профессор А .Л. Вёртки н привёл интересную и не меняющуюся статистику : так , за период 2013-2017 гг . в структуре первоначальных причин смерти по результатам вскрытий умерших на дому москвичей, «призовые места» заняли сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования и всевозможная патология органов ЖКТ.
Изучение амбулаторных карт выявило ряд принципиальных замечаний , к сожалению, повторяющихся из года в год. Среди них : отсутствие рубрификации диагнозов, вынесение гипертонической болезни в качестве основного заболевания, недооценка наличия в анамнезе сахарного диабета, отсутствие в диагнозе важнейших фоновых заболеваний и/ ил и осложнений , фармакотерапия без коррекции и учёта рисков и д р.
Как известно, диагноз ГБ , как основной патологии может быть установлен только при исключении сосудистых осложнений со стороны мозга , сердца , аорты и ее ветвей . В других случаях Г Б всегда является фоновой патологией. Поэтому при формулировке диагноза при ГБ следует, прежде всего , выявить основную сосудистую патологию , что имеет ключевое значение для персонифицированной профилактик и и лечения.
Ввиду частого отсутствия должного внимания к имеющейся у пациентов « сладкой болезни», чреватой многочисленными и зачастую фатальными осложнениями, А.Л. Вёрткин провёл лапидарный мастер-класс
по подходу к выбору основного сахароснижающего препарата в общеврачебной практике на амбулаторном этапе.