Режим, созданный вокруг президента России Владимира Путина, призван пережить лидера. Кремль строит и обновляет эпическое повествование в кулуарах экономической и социальной реальности.
Двадцать лет Владимир Путин находится у власти, и это долгое пребывание позволяет говорить о путинизме , чтобы назначить президентскую систему, практика которой возводит на престол самодержавие. Этот термин возник в оппозиции, и его разговорное использование-в виде голлизма , тэтчеризма или сталинизма-было возведено в новую категорию Владиславом Сурковым. Этот советник президента, известный своими философско-политическими статьями, решил подчеркнуть концепцию идеализированным повествованием за пределами нынешних, более прозаических реалий. По словам Суркова, это "идеология будущего", политической системы, производимой в России и пригодной для экспорта, поскольку в мире существует спрос на путинизм в целом и его компоненты отдельно. В философии своих последователей Путин является основателем нынешней России после периода дезориентированных бандитов Бориса Ельцина.Российская элита понимает восстановительную миссию по-своему, поскольку, в отличие от элиты СССР, ей не хватает социальной идеологии глобального характера, она источает национальную гордость, не признает собственных обязанностей и в девяностые годы была унижена Западом.
Формально Россия-это демократия с разделением властей. Фактически он представляет собой " авторитарный политический режим с государственным капитализмом, от которого выигрывает политическая элита, объединяющая собственность и власть”, считает аналитик Московского Центра Карнеги Андрей Колесников .
"Путинизм-это не идеология, а явление, отмеченное обидой, преобладанием государства над человеком и кодексами поведения преступного мира”, - утверждает ветеран-журналист Константин Эггерт . Для Светланы Ганнушкиной , директора гуманитарной организации "Гражданская помощь", система характеризуется безнравственностью, беспринципностью и последовательностью, а также полным подчинением критерию целесообразности в интересах тех, кто управляет государством.
" Власти создают атмосферу страха, потому что им кажется, что это защищает их от протестов, и тот страх, который они пытаются внушить, является следствием страха, который они сами испытывают перед обществом, перед которым они принимают превентивные меры для поддержания статус-кво”, - убеждена Ганнушкина .
Россия сегодня-государство слабых институтов, с пирамидально-патриархальной структурой, на вершине которой находится вождь и где личное воззвание (к так называемой "вертикали власти") обычно более эффективно, чем юридическое требование (направляемое в формально соответствующие институты). Законы, принятые парламентом, содержат эластичные концепции, которые могут толковаться по усмотрению против тех, кто протестует или выступает против режима. Они используются, но в основном могут использоваться для наказания, сдерживания, недопущения доступа к выборам, для обвинения в экстремизме или для превращения неоднократных административных правонарушений в уголовные преступления. Это система, в которой судьи отказались рассматривать убедительные доказательства невиновности в процессах тех, кто протестовал прошлым летом против нарушений на выборах в московский парламент. За эти протесты были осуждены в общей сложности 33 человека, в том числе 15 к тюремному заключению.
Бывшие коллеги по силовым структурам и товарищи по боевым искусствам Путина сделали карьеру, а их дети занимают ответственные позиции во главе государства и экономики. Великому бизнесмену времен Бориса Ельцина Путин поставил перед собой задачу подчиниться или уйти. Те, кто не покорился, должны были быть сосланы или заключены в тюрьму. Оставшиеся олигархи знают, что процветание их бизнеса в России проходит через поддержку чековой книжкой проектов, благотворительных, политических и даже семейных, которые Кремль присуждает им без конкурса и без квитанции.