Беларусь не следует критиковать за «сидение на двух стульях», заявил президент республики Александр Лукашенко в первый день VI Всебелорусского народного собрания. Признавая вмешательство западных стран в белорусские внутриполитические процессы и их «недружественные шаги» по отношению к Минску, президент анонсировал продолжение многовекторной внешней политики. По его словам, таким образом республика сохраняет свой суверенитет и независимость. Что стоит за таким подходом, в интервью «Евразия.Эксперт» проанализировал доктор экономических наук, директор Центра белорусских исследований Института Европы РАН, профессор Николай Межевич.
– Николай Маратович, 11 февраля открылось Всебелорусское народное собрание. Во вступительном слове президент Беларуси Александр Лукашенко призвал не ждать от мероприятия сенсаций, подчеркнув, что решения собрания не станут спонтанными и неожиданными. В чем тогда заключается миссия Всебелорусского собрания?
– На самом деле, первый ответ наиболее очевидный. Это своего рода отчет власти перед обществом о том, что сделано, и о том, что не сделано. Понятно, что в выступлении президента больше и более подробно и активно говорилось о том, что сделано, больше говорилось об успехах и пока, на мой взгляд, несколько меньше говорилось о проблемах. Но, с другой стороны, Собрание только начинается, и очень важно будет сравнить то, что сказал президент при открытии, и заключительное слово.
Сказано очень много важного по вопросам внешней политики, внутренней политики, но, на мой взгляд, пока не очень много (скажем прямо – совсем немного) сказано по вопросу о политической реформе. Будет ли она, в каких вариантах, какие идеи?
Я, правда, исхожу из того, что, вероятно, представители общественности, присутствующие на заседании, в течение последующих часов работы будут говорить, будут предлагать, и какие-то идеи (возможно, уже кулуарно согласованные, а возможно, какие-то новые) будут выведены как заключительная и резюмирующая часть работы Всебелорусского народного собрания. Потому что пока картина по экономике ясна, картина по относительному реформированию во внешней политике более-менее ясна.
Почему более-менее? Потому что, с одной стороны, президент сказал много хороших и правильных слов о Союзном государстве, о евразийской интеграции, о сотрудничестве в военно-оборонной сфере. С другой стороны, опять прозвучал термин о многовекторности. Я не президент, но я профессор-международник и 30 с лишним лет занимаюсь этими вопросами, и могу сказать, что многовекторность – идея хорошая, но только в том случае, если ваши внешнеполитические векторы базируются на аналогичных векторах в экономике. То есть, условно говоря, вы в экономике достигли многовекторности и на этой основе выстраиваете многовекторность политическую. Но разве есть это у нас сегодня в Республике Беларусь? Нет!
Мы видим, что Литва, Латвия, Польша воспринимают Беларусь не как партнера, а как противника, а Минск при этом говорит, что многовекторность есть.
То есть, я не вижу пока реальных политических возможностей под многовекторность, да и экономических не вижу тоже.
На мой взгляд, надо посмотреть, как будет дальше идти это обсуждение. Но основной вопрос – это все-таки политическая реформа.
– Какой реакции общества и оппозиции следует ожидать на Всебелорусское собрание? Может ли это стать катализатором для новой волны протеста?
– Оппозиция, как известно, бывает разная. Какая-то часть оппозиции (я не стал бы этого исключать), возможно, заинтересуется результатами Собрания, увидит для себя возможность поиска некоего диалогового поля, а какая-то часть оппозиции (мы это тоже понимаем), по сути, непримиримая, и ее не интересуют нюансы выступления Александра Григорьевича. Эту часть оппозиции, которая сидит в Варшаве и Вильнюсе, интересует абсолютная личная победа. Понятно, что ни президент республики, ни его сторонники на этот вариант не согласны.
– Насколько Всебелорусское собрание может стать объединительным для белорусского народа с учетом практического отсутствия среди участников мероприятия представителей оппозиции?
– Оппозиции, действительно, скажем прямо, нет. Тут вопрос, первой была оппозиция, которая отказалась присутствовать или все-таки власть, которая ее не пригласила? Давайте будем реалистами: приглашает, все-таки, власть. Если оппозиция отказалась участвовать, то, господа, какие обиды, что вы отсутствуете? А я вижу, что часть оппозиции (особенно ее варшавская часть), с одной стороны, говорит о том, что их не пригласили, а с другой – отказывается от приглашения. Но это нелогично, надо держаться какой-то одной линии.
– Говоря о развитии интеграции с Россией и на евразийском пространстве, президент Беларуси сделал акцент сугубо на экономической интеграции. Глава государства подчеркнул, что этот процесс предполагает полное сохранение суверенитета обеих стран без формирования каких-либо новых наднациональных органов. Насколько подобный подход к интеграции является перспективным?
– Я не очень понимаю, что такое полный суверенитет. Как только ваша страна вступила в любую международную организацию, как только вы подписали любой международный договор, ваш суверенитет перестал быть полным. Более того, членство в ООН уже означает, что полного суверенитета нет.
Другой вопрос – нужно ли действительно создавать новые органы, и здесь можно подумать и обсуждать. Нужно создавать новые органы или надо отремонтировать старые? Александр Григорьевич говорит сегодня, скорее, о том, что надо отремонтировать старые. Ну, давайте займемся, давайте подумаем.
Беседовала Мария Мамзелькина