Найти тему
Статьяны

Последний монарх-самозванец

Продолжим тему о наших людях в самых неожиданных местах. Персонаж, о котором пойдет речь сам себя скромно называл «белым русским из Вильни» (White Russian born in Vilna). И таких белых русских в результате известных событий сбежало на Запад достаточное количество, но кое-чем наш герой смог отличиться и навсегда остаться в истории.

Его звали Борис Скосырев. Покинув Родину и не найдя счастья в Европе, он долгое время прожил в Колумбии, где попробовал открыть свой бизнес, и, попутно, овладел испанским языком. Данный факт впоследствии сыграет важную роль в его жизни. Знойная Латинская Америка, однако, не пришлась Скосыреву по душе, и спустя какое-то время, он вернулся в Европу. Следы его были замечены в Бельгии, Франции и других странах. Но больше всего ему понравилось крошечное княжество Андорра. Это миниатюрное государство представляет собой формально такой своеобразный островок старого доброго европейского феодализма, зажатый в Пиренейских горах между Францией и Испанией. Формально государство себя признаёт вассалом правителя Франции и епископа Урхельского (и даже до 1993 года исправно выплачивало дань обоим сюзеренам в денежной и продовольственной форме!).

В 1933 наш герой, представившись графом Оранским, предоставил Генеральному Совету Андорры план осуществления реформ по превращению Андорры в зону с благоприятным фискальным режимом (по примеру Монако). Для того чтобы добиться светлого будущего, Генеральный совет долин должен был утвердить Бориса в качестве короля, а страну провозгласить королевством. Генеральный Совет немного ошалел от такого заманчивого предложения и отверг его, а Скосырев был выслан из страны. Однако авантюрист не думал сдаваться. Год спустя он снова вернулся в княжество и на этот раз у него получилось!

Русский эмигрант стал первым и единственным королём Андорры. Обосновал он это всё, кстати, крайне изящным образом: поскольку в далёкие средневековые времена сюзереном Андорры стал именно король Франции, то французский президент отношения к этому не имеет. Так что, с технической точки зрения, Скосырев стал французским регентом.

Короновавшись как Борис Первый, новоиспеченный монарх сразу приступил как правлению на благо своих подданных. Написал Конституцию, распространил её текст в виде листовок. Издавал разные полезные указы, планировал превратить Андорру в грандиозную игорную зону по примеру Монако. Правда, счастье продлилось недолго: самозванец пробыл у власти всего пару недель, вступил в конфликт со своим соправителем епископом Урхельским, был арестован, низложен и выслан из страны. Андорра снова стала княжеством, выплачивающим дань Франции. Дальнейшую судьбу блистательного самозванца Бориса Первого в перипетиях бурных 30-х годов историкам не удалось отследить достоверно. По слухам, свергнутый монарх, пополнив свою биографию вдобавок ко всему, отсидкой в советском лагере, мирно дожил свои годы в маленьком немецком городке Боппард. Но это неточно.

Pavel Pereverzev