Детские манипуляции – неотъемлемая часть жизни практически каждого современного родителя. И если малыши не способны манипулировать, так как у них еще недостаточно созрели необходимые для этого участки мозга, то становясь постарше, дети уверенно начинают овладевать этим «искусством» и успешно использовать его для достижения своих целей. Как быть, если чувствуете, что ребенок вами манипулирует?
Манипуляция – это способ воздействия на людей с целью получения выгоды. Например, сказаться больным, как Карлсон, чтобы получить сладости. Помните, как он воздействовал на Малыша своей жалобной речью? «Ты придешь узнать, как я себя чувствую, и я тебе скажу, что я самый тяжело больной в мире. И ты меня спросишь, не хочу ли я чего-нибудь, и я тебе отвечу, что мне ничего не нужно. Ничего, кроме огромного торта, нескольких коробок печенья, горы шоколада и большого-пребольшого куля конфет!». А чего стоит его знаменитая «манипуляторская» фраза: «Ну нет, я так не играю!», после которой он получал все, что пожелает.
Директора Yummy United поделились своим мнением о том, что они понимают под словом «манипуляция». Слово директору Ярославу Л. (11 лет, Краснодар): «Манипуляция – это нечестные действия, направленные на то, чтобы обмануть другого человека. Например, для того, чтобы вызвать у него чувство вины и жалости («Я тебя воспитала, ночами не спала, а ты…)». А вот как точно определяет манипуляцию директор YU Антон Т . (11 лет, Стерлитамак): «Манипуляция – это способ управления человеком, когда ты сам указываешь, что ему делать».
Почему не стоит игнорировать манипуляции
Если вы будете игнорировать манипуляции – это лишь покажет ребенку ваше равнодушие и приведет к глубокой обиде. Поэтому не прячьте голову в песок: нежелание разобраться в ситуации может закончиться тем, что со временем манипуляции из безобидных детских хитростей перерастут в агрессию или даже шантаж. Чем раньше вы начнете пресекать манипуляции, тем легче будет с ними справиться. Если ребенок привык к тому, что его «хитрости» приводят к достижению желаемого, значит, вы сами подкрепили его поведение и дали стимул продолжать в том же духе.
Лучшее решение – разговор
Вот что думает наш директор Антон Т. по поводу того, как лучше всего пресечь манипуляции: «Манипуляция – это не очень хороший способ получения желаемого, поэтому лучше использовать другие методы. Например, если человек тебе хорошо знаком, то можно просто спросить, чего он хочет». Мы полностью согласны с Антоном, и считаем, что откровенный разговор – это лучшее решение.
Всегда помните, что манипуляции – способ обратить на себя внимание. Подумайте: возможно, в последнее время вы много работали и не уделяли ребенку достаточно времени. Речь идет не об удовлетворении базовых потребностей, а именно о качественном времени, проведенном с ребенком. Не между делом, а в специально отведенное на это время.
Даже если вы очень заняты, каждый день постарайтесь найти несколько минут на общение с ребенком. Чтобы это было не формальное «Как дела в школе?», а разговор по душам. Поинтересуйтесь, чем живет ребенок, что его порадовало, а что заставило грустить или злиться. Сходите вдвоем в кафе, на прогулку или в музей и расспросите школьника о том, что его беспокоит и чего он хочет добиться своим поведением. Возможно, манипуляции – это звоночек о том, что вам стоит сделать отношения более теплыми и доверительными.
Спокойствие, только спокойствие
Конечно, никому не нравится, когда им манипулируют. Поэтому вполне естественно, что детские манипуляции вызывают у родителей негативные чувства, а порой и полностью выводят из равновесия. Но в этой ситуации особенно важно умение сохранять спокойствие. Не вступать в конфликт, а проявлять искусство дипломатии. Не по-детски отвечать манипуляцией на манипуляцию, а стать для ребенка авторитетом – рассудительным взрослым, который умеет находить выход из любой ситуации.
Гляжусь в тебя, как в зеркало
Часто бывает, что сами того не замечая, мы растим наших детей манипуляторами. «Сделаешь уроки – получишь шоколадку», «Закончишь учебный год без троек – купим планшет» и т.д. Дети проецируют это поведение и начинают нам подражать, ставить свои условия. И из маленьких манипуляторов становятся большими. Вот как ответил наш директор Ярослав Л. на вопрос, сталкивался ли он с манипуляциями со стороны взрослых: «Сталкивался, и не один раз. Чаще это были взрослые, которые говорили: если не пойдешь к стоматологу, то не куплю машинку. И куча подобных примеров. Если честно, мне жаль ребенка в таких ситуациях».
Если вы замечаете в себе признаки манипулятора, попробуйте переформулировать свои фразы, чтобы они не звучали не так категорично. Например, «Сделаешь уроки — вместе испечем что-нибудь вкусное и попьем чай».
Установите четкие границы и правила
В борьбе с манипуляциями важно установить границы и правила, которые будут соблюдать все члены семьи. Особенно если ребенок – манипулятор со стажем. Например, если вы приняли решение о том, что не покупаете ребенку незапланированных новых игрушек (даже если он плачет крокодильими слезами и угрожает убежать из дома), значит это правило должны соблюдать и мама, и папа, и бабушки с дедушками, которые часто любят устанавливать свои правила общения с внуками, не совпадающие с родительскими представлениями о правильном воспитании. Если ребенок притворился больным, чтобы не ходить в школу – скажите, что вызовете врача (дети обычно не любят ни врачей, ни угрозы того, что их обман раскроется).
Только так ребенок сможет понять, что его попытки манипулировать взрослыми ни к чему не приведут. Важно дать понять вашему школьнику, что несмотря на то, что он – личность, и вы уважаете его мнение, вы – взрослый, и решение принимаете именно вы.
На наш вопрос, прибегают ли сами дети к манипуляциям, директор YU Ярослав Л. ответил: «Конечно да, всё-таки каждый человек использовал этот метод в своих целях. Чаще всего я использую манипуляцию в школе, когда ребята вообще ни в какую не хотят спокойно сидеть и повторять материал или играть с ребятами в настольные игры. Я решил договориться с учителем, что заведу тетрадь, в которой буду ставить крестики за плохое поведение. Кто получит три крестика за день, тот отвечает учителю по математике на вопросы. Так я и манипулирую. Если одноклассник плохо себя ведёт, то ставлю крестик. Некоторые сейчас вообще себе не позволяют сделать что-нибудь плохое».
Обсудите альтернативы
Учите ребенка не хитрить или шантажировать, а прямо говорить о том, что он хочет. Побуждайте его к диалогу, совместному поиску решений. Если у семейной пары возник конфликт, считается, что в этом виноваты оба партнера, поэтому и решать проблемы нужно сообща. С манипуляциями точно так же. Если ребенок хочет дорогостоящую вещь (например, новый телефон), обсудите, как он может получить желаемое — например, будет помогать вам по хозяйству, копить карманные деньги или получить его в подарок на День рождения или Новый год.
Помните, что не бывает воспитания без острых углов и конфликтов. Главное – уметь конструктивно решать возникающие проблемы, вести диалог с ребенком на равных. И тогда на смену манипуляциям придут доверие и взаимопонимание.