Найти тему
Максим Мельников

Второй Вселенский собор.

Ко времени собрания второго Вселенского Собора уже оказываются созревшими и другие отростки арианства, такие секты как: евноминиан, аномеев, евдокиан, духоборцев, савелиан, и аполинариан.

Чтобы положить конец всем этим лжеучениям и соединить Церкви в одной истинной вере император Феодосий Великий признал необходимым созвать Вселенский Собор. Собор был созван в 381 году в городе Константинополе.

Собор был созван только в пределах восточной империи. Папа Дамас не участвовал в деяниях собора не сам лично не через своих легатов. В составе Собора насчитывалось с позднее прибывшими епископами Македонии и Египта до 150 православных епископов.

Во главе собора были: Мелетий Антиохийский, Тимофей Александрийский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский и Григорий Богослов. Председательство было вручено Мелетию.

Так как особенно опасным лжеучением была ересь Македония о Святом Духе, то царь нашел нужным пригласить епископов македонианских, их собралось 36.

Император и православные епископы всячески старались привести македониан к союзу и единомыслию с собой, но они не обращая внимания ни на убеждения, ни на обличения, объявили, что скорее признают исповедание арианское, чем примут веру в единосущие. Давши такой ответ, они удалились из Константинополя и писали к приверженцам своим в разные города, увещевая ни под каким видом не соглашаться на учение Никейского собора. Православные епископы, не видя более средств привести еретиков к раскаянию Собор предал их анафеме. Так же были осуждены остальные ереси. Далее собор приступил к рассуждению о вере. Собору был предложен на рассмотрение сочинения западных отцов, содержавшие исповедание веры, которое папа Дамаск послал с римского собора. Прочитав эти сочинения Собор единодушно постановил, что Дух Святой есть не служебное существо, но Господь животворящий. Для осуждения прочих ересей (евдокиан, духоборцев, савелиан, маркелиани и фотиниан) приняли и утвердили Никейский символ православной веры. Но так как в нем о Божестве Святого Духа было сказано кратко, то собор постановил сделать прибавление о Божестве Святого Духа, в котором бы против всех еретиков выражалось единосущие Духа Святого с Отцем и Сыном. Так второй Вселенский Собор в охранение православия дополнил Никейский символ веры словами: «И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящего Иже со Отцем и Сыном споклоняема и славима, глаголавшего пророки».

При определениях Константинопольского Собора, в члене о Святом Духе заметно сказалось богословствование святителей Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова.

Святой Василий Великий доказывает, что Дух Святой – есть Бог. Доказательство этого он собирает как из Писания, так и из предания отцов. Из Писания св. Василий усматривает, что Дух Святой называется Духом Божиим (Мф.3,16), Духом Истины, иже от Отца исходит (Ин.15,26). Из предания он указывает на исповедание веры, которое каждым должно быть произнесено при крещении, в котором наряду стоят пресвятые имена Бога Отца, Сына и Святого Духа.

Мысли св. Василия Великого повторяет его брат святой Григорий Нисский. По характеру он был спокойным и скромным человеком, но в его трудах отражается внутренний огонь духа. А убедительное изложение им никейских принципов способствовало их победе на Соборе. Основной пункт, из которого исходит св. Григорий, есть то, что Дух Святой в Писании называется Богом. Григорий Богослов так же в Писании видит много свидетельств божественности Духа Святого «Дух Святой, Который от Отца исходит (Иоанн. 15, 26), поскольку Он от Отца исходит, то не тварь. Поскольку есть среднее между Не рожденным и Рожденным, то Бог». Святой Григорий считал проповедь Божества Святого Духа миссией всей своей жизни, призывал всех держаться никейской веры, проясняя только неясно сказанное там о Святом Духе, потому что в то время еще не возник этот вопрос.

В завершении своей работы Собор изложил семь частных правил, относящихся к управлению Церкви. Ограждены и определены права епископов; и строго запрещено принимать на них доносы в делах церковных, от лиц не заслуживающих доверия, а именно: отлученных от Церкви, еретиков, осужденных клириков или мирян. Местный суд епископа одной епархии, целой области церковной и, наконец, Вселенского Собора, назначены были для постепенного и окончательного решения, без всякого обращения к Риму. Так не к Римскому епископу обратились отцы соборные с окр3ужным посланием, заключавший в себе Символ и семь канонов, но к императору. Император Феодосий, согласно с их мнением, повелел возвратить все отнятые у православных церкви. Под почетным председательством Нектария собор закончил свои деяния.