«Ложная слепота» – это образец хорошей твёрдой научной фантастики, пример того, как художественный роман можно превратить практически в научно-популярную литературу, не утратив такие аспекты как целостный сюжет, персонажей и мораль в конце.
История повествует о контакте человечества с инопланетной расой. В 2082 году к планете Земля приближается 65536 инопланетных зондов, собирают данные и сгорают в земной атмосфере. Удаётся отследить, куда зонды отправили накопленную информацию – за орбиту Плутона, в Пояс Койпера. В экспедицию туда снаряжают корабль «Тезей», на борту которого и развернутся основные события.
Первоначальный план не даёт результатов: искать пришельцев приходится дальше, уже в Области Оорта экипаж обнаруживает газовый гигант Большой Бен, окружённый тысячами беспилотных машин, добывающих из планеты материалы для строительства корабля пришельцев. Тот, наполовину достроенный, но уже вымахавших в 30 километров в диаметре, висит на орбите планеты. Внезапно он сам выходит на связь с «Тезеем» и представляется «Роршахом».
Книга отличается достаточно сложным языком: терминология из самых разных сфер встречается буквально в каждом абзаце текста. Так что готовьтесь окунуться в круговерть из астрономии, психологии, биологии, лингвистики и геометрии. «Ложная слепота» беспощадна к читателю, она выстраивает картину, где специалисты своего дела занимаются своим делом и верят, что вы в состоянии поддержать научную дискуссию. Не ждите, что вам, как в «Интерстелларе», с помощью бумажки и карандаша объяснят принцип работы кротовой норы.
Здесь персонажи выдают фразы в духе:
Многочисленные серные мостики дают латеральную фиксацию, насколько я смог выяснить по остаткам, которые не денатурировала ваша пехота.
И никто даже не озаботится разъяснить вам ни слова на «человеческом» языке. Но надо отдать Уоттсу должное: он умело вплетает термины в историю так, что по контексту понимаешь, что примерно они обозначают. У меня часто случалось так, что я видел что-то неведомое и научное, но догадывался, в какую сторону думать. Например:
Я всю жизнь провёл в роли некоего пришельца-этнолога: наблюдал, как ведёт себя мир, по крупицам собирал протоколы и схемы поведения, законы и правила… Простое наблюдение больше не удовлетворяло меня, как будто из-за появления внешней группы я волей-неволей слился с родным таксоном.
Я понятия не имел, что такое таксон, но текст романа навёл меня на мысль, что это некая общность, возможно, биологический вид в данном контексте. И, стоило загуглить, оказалось, что примерно так и есть. Вот ещё пример:
Мозг – инструмент выживания, а не детектор лжи. Там, где самообман способствует приспособлению, мозг лжёт… реконструкция и ложь, весь вид по определению поражён агнозией.
Здесь автор подводит к понимаю того, что агнозия – это дефекты наших органов чувств, именно такое определение напрашивается. И пресвятой Google эти догадки подтверждает. Не всегда это работает хорошо – значительная часть терминов всплывает в книге таким образом, что не разобраться. Но произведение умудряется держать тебя в состоянии, когда ты в общих чертах понимаешь происходящее, даже не будучи младшим научным сотрудником. Я, неуч, смог разобраться.
Но не стоит думать, будто «Ложная слепота» - это конспект лекции с сюжетом. В сухости произведение обвинить нельзя, и когда автор переходит к чисто художественным изыскам, получается у него здорово. Убедиться в этом вы можете по данному фрагменту:
Представьте себе объект, воплотивший само понятие страдания, нечто до такой степени искорёженное и увечное, что даже сквозь бессчётные световые годы и непредставимые бездны биологических различий ты не можешь не ощутить, что предмет будто корчится от боли.
Возвращаясь к сюжету и первому контакту, мы сталкиваемся с тем, что пришельцы ведут себя крайне странно. Они охотно идут на контакт, общаются на английском, который успели выучить с помощью зондов, но ответы с корабля пришельцев «Роршаха» приходят довольно странные. Выясняется, что первый диалог с иной расой строится по принципу «китайской комнаты». То есть, инопланетяне изучили, что нужно говорить, но не осознали смысла того, о чём они говорят.
Невозможность вести диалог вынуждает команду «Тезея» проникнуть на «Роршах» и произвести разведку. И непосредственный контакт с плодами инопланетной деятельности выполнен великолепно. Изучение построек неведомой формы и назначения, невообразимый масштаб «Роршаха», темнота его коридоров, больше похожих на пещеры, агрессивная среда. А ещё пустота и галлюцинации… то ли признак чьего-то присутствия, то ли всего лишь последствия убойных доз радиации.
Книга фокусируется на вопросах человеческого восприятия, человеческого мышления и самосознания. Автор ярко иллюстрирует особенности работы наших органов чувств и демонстрирует их ограничения. Скажем, саккада – быстрое движение глазных яблок, во время которого чувствительность глаз резко снижается. Пришельцы используют это, чтобы оставаться для людей практически невидимыми. Питер Уоттс также рассказывает о множественных примерах расстройства личности вроде веры слепых людей в то, что они зрячие, невозможность человека шагать, не видя собственные ноги и многие другие. Любопытных историй научно-популярного толка здесь хватает.
Здесь я бы хотел перейти к персонажам. Они, на мой взгляд, получились спорными. Особой глубины за ними не наблюдается, личными терзаниями они в читателя не бросаются, но это и нормально. История у нас про специалистов, занятым делом, так что рефлексии от них и не требуется. Дело здесь в другом: персонажи специально подобраны так, чтобы проиллюстрировать больше примеров специфики нашего мозга. Есть безэмоциональный биолог, ради науки заменивший органы чувств продвинутыми протезами, есть лингвист с расчетверением личности. Главный герой – Сири Китон – социопат, у которого вырезана половина мозга и заменена процессором. Командует экипажем вовсе вампир – созданное с помощью генной инженерии существо, мыслящее иначе, нежели homo sapiens ’ы. Мне это показалось слишком искусственным. Я не специалист по космическим полётам, но собирать экипаж из чудаков с ментальными причудами – странный ход.
Помимо этого к персонажам претензий нет, они находятся на своих местах, производят впечатления профессионалов, не лишённых эмоции, способных сомневаться, испытывать страх, мечтать и временами устраивать гадости. Командир экипажа – вампир Юкка Сарасти – получился жутким. Автор нередко повторяет, что люди для него – как овцы для волка, и подкрепляет ощущение угрозы поведением вампира. Тот прячется от собственной команды, скалит клыки, ведёт себя авторитарно, со скрытой агрессией.
Что мне не пришлось по душе, так это предыстория главного героя. Дабы описать социопатию Сири Китона автор часто отвлекается на флешбеки из его жизни. И мне настолько нравилось происходящее на «Тезее», что переключаться на его неудачный опыт в отношениях совершенно не хотелось. А Питер Уоттс постоянно возвращает нас в прошлое.
Пришельцы в какой-то момент появляются во плоти, и мне они очень понравились. У меня уже есть статья, в которой я рассказываю о креативном инопланетянине. И в «Ложной слепоте» пришельцы из той же категории – это не опостылевшие гуманоиды, их анатомия и способы общения крайне необычны. А уж их способ мышления совершенно не похож на таковой у людей, что возвращает нас к главным темам истории. И вывод, к которому подводит нас автор, меня немало удивил. Скажем так: в работе нашего мозга не всё так просто, и не всё, что мы считаем его достоинствами, на самом деле таковыми является.
Пищи для ума – воз и маленькая тележка. Сразу после прочтения появилось желание посмотреть пару-тройку документальных фильмов да зашлифовать сверху научно-популярными статьями.
Книга хороша и в качестве образовательного материала, и в качестве напряжённого космо-триллера. Она не так сложна, как может показаться, она вполне высокохудожественная, с изящным, но простым символизмом (названия «Тезей» и «Роршах» вполне себе говорящие). Роман очень короткий, что я отношу к плюсам. Впечатления положительные, настоятельно рекомендую попробовать.
А если вам интересно моё творчество, заглядывайте в группу ВК:
https://vk.com/zemli_za_bashnyami